Сибирские огни, 1975, №5
Тут вскоре зошел в зрительный зал худо жественный руководитель театра, постанов щик оперы народный артист СССР С. А. Самосуд, пригласил Шолохова и композито ра Ивана Дзержинского к барьеру оркест ровой ямы. Как сейчас помню ту неуем ную бурю, которая охватила публику: все стоя приветствовали писателя, а вместе с ним и композитора. Шолохов стоял и сму щенно кивал головой. Не менее его был смущен и Дзержинский. Самосуд долго не в силах был успокоить тот единодушный порыв, который охватил зрителей. ...Открывается занавес перед последним актом. На сцене —хор театра. Все артисты в казачьей форме. Вот-вот грянут величе ственные слова казачьей песни: — От моря и до моря... Но хор безмолвствует. Перед ним на сцене смущенно стоят Шолохов, Дзержинский и Самосуд. Казалось, что рукоплесканиям и приветственным возгласам не будет конца... Вот при каких обстоятельствах произош ло мое первое знакомство с Михаилом Александровичем. Остановился он тогда в гостинице «Националь». В тот вечер он сво ей рукой записал мне на полях театраль ной программы свой гостиничный телефон и номер комнаъы (у меня, как на грех, в кар мане не оказалось записной книжки). Примерно через месяц после этой памят ной встречи я получил в Улан-Удэ первое письмо от Шолохова. Писал он уже из сво ей родной станицы. Письмо немногословное, но доброжелательное и по-своему обстоя тельное. Прочитав его, я почувствовал, буд то незаметно подсел ко мне большой друг, заранее знающий, чем живет моя душа, прочитал мои самые сокровенные думы и неторопливо, осторожно дает советы, наце ливающие, вдохновляющие. — Замесите погуще, дерзайте, и наверня ка выйдет толк. Время мчалось галопом, а наказ моего на ставника и мой собственный писательский замысел1 воплощались ужасно медленно. Иные заботы отвлекали. Но я все время слышал ободряющий голос своего учителя, прозвучавший в его первом письме. После войны я уехал в дальний улус и стал работать в сельской школе "(свою тру довую деятельность я начинал в школе взрослых). Наставник продолжал следить за мной. Однажды весной я отправил увесистую ру копись к нему в станицу и с трепетом ждал его ответа. Стояла забайкальская зима с буранами, лютыми морозами. И вот пришла радостная весть, —- и словно вьюга утихла, яркий ве сенний день засиял за окном, а на душе на ступил светлый праздник. Как же не быть празднику: я ведь писал ему, что если моя работа плоха, если я не выполнил его со ветов, то он может рукопись не возвра щать, сжечь ее, ибо для меня нет судьи вы ше, строже и справедливее, чем он. А пос- лал-то я в Вёшенскую в буквальном смысле 1 Речь идет о моем историческом романе «На четырех ветрах». рукопись, не имея даже ее черновика. М. А. Шолохов вернул мне рукопись со своими замечаниями и советами, которые рассеяли мои сомнения в своих силах, воодушевили на дальнейшую работу. ...Пока я шел по заветному двору, все это в один краткий миг промелькнуло в го лове, волнуя и будя во мне неповторимое воспоминание. Но я сразу же пришел в се бя, когда у крыльца шолоховского дома встретился с Валентином Ивановичем Ходу новым, гостем из станицы Букановской, другом юности писателя. Михаилу Алек сандровичу все дорого и свято, что связано с этой станицей. Вернувшись из Москвы в 1924 году в Букановскую, Шолохов начал свой «Тихий Дон». Здесь родилась скром ная сельская учительница Мария Петровна, урожденная Громославская, ставшая подру гой жизни писателя, его бессменный секре тарь и машинистка, и первая читательница его эпопей о народной жизни в суровую годину первой мировой войны, революции и становления колхозного строя. Ходунов скороговоркой бросил на ходу: «Александрыч давно вас ждет». В прихожей еще совсем темно, ничего не видно, но в утренней тишине отчетливо слышны легкие, энергичные шаги человека, идущего навстречу мне. Несомненно, это он. Узнаю его и по приятному, одному толь ко ему присущему, особенно задушевному голосу. Кабинет писателя погружен в слабое го лубоватое сиянье предутреннего рассвета. В этот час, когда занимается заря, в доме электрические лампы не зажигаются. И в этой привычке встречаться с утренней за рей без ламп и сзечей есть что-то волную щее и трогательное. В эго раннее утро, в домашней обстанов ке, в ожидании восхода солнца непринуж денно льется беседа, полнее раскрывается сердце. Я все время пытаюсь рассмотреть дорогие черты лица, но вижу плохо, хотя чувствую на себе взгляд его острых, прони цательных глаз. От них, кажется, ничего не скроешь, не утаишь, они никому не дадут ни солгать, ни слукавить. Наконец, утро вступило в сзои права. Сверкнул нежный луч солнца, оттенив те перь уже серебристую прядь на его голове. Глаза его стали и строже, и добрее, задум чивее и мудрее, чем четверть века назад. Я приехал в Вёшенскую 23 октября 1962 года, когда судьба человечества подверга лась серьезному испытанию. Михаил Алек сандрович, проведший своего героя Григо рия Мелехова по тернистым дорогам пер- вощмировой войны и дописывающий первую книгу о солдатах минувшей Отечественной войны («Они сражались за Родину»), все эти беспокойные дни пристально следил.1за кри зисом в Карибском море. Неистребимая вера Шолохова в светлые идеи коммунизма, его верное служение де лу мира и прогресса придают ему силу, ок рыляют его как государственного и обще ственного деятеля. Именно в эти напря женные дни он часто разъезжал по колхо зам и совхозам, изучал состояние общест венного хозяйства, интересовался ходом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2