Сибирские огни, 1975, №5

поля. Позавчера противник перешел в наступление от Днепропетровска, захватил Павлоград и, говорят, Барвенково. Основная его ударная сила — танки и самолеты. Нам дан приказ быть готовыми к выступлению. К 11.00 должны за нами прийти пон­ тонные машины. Если их не будет, пойдем пешим порядком. 26 февраля Вчера ночью приехали в Пески. Получили 150 килограммов тола и подрывные принадлежности, и мы с Сергеем и с моим взводом поехали на Балаклею. Сижу на фер­ ме понтонной машины. Холодно, ноги в сапогах не терпят на ветру. Тогда я слез на крыло, но стало еще хуже: ветер встречный, и приходится все время отворачивать от него лицо, руки мерзнут так, что трудно держаться. Ехали по пустынным, морозным полям, по черным, узким дорогам. Вот Савинково. Мертвая тишина. Разрушенные дома, разбитые окна. Стучимся наугад в одну хату. За­ крыто. Значит, есть живые. Нам открывают. — Вот холодильник-то, — говорит Сергей, когда мы заходим в нетопленую ком­ нату. Там две кровати, стол и две молоденьких женщины. Узнаем дорогу на Балаклею и едем дальше. Должно быть, уже недалеко: по обеим сторонам дороги лежат побитые кони. Их сотни. Настоящая мясорубка. Проезжаем по мосту — и вот она, Балаклея. Все те же груды конских туш, обрывки проводов, перебитые телеграфные столбы. Дорога идет через железнодорожную насыпь. На улицах ни одной живой души. Но вот чудеса: в одной хате светится огонь и идет дым из трубы. Входим туда — оказывается, бойцы из нашего батальона. Грея руки над гудящей плитой, расспрашиваем дорогу на Змиев. Уже светло. Машина несется мимо разбитой станции. Тут не осталось ни одного целого дома. В поле — останки самолетов, машин, полузанесенные снегом. И снова — поби­ тые кони, только здесь их уже меньше. И вот большое село Андреевка. Против него — два моста через Донец. Сергей оставил меня на этих мостах, а сам поехал дальше, на Змиев. У меня три ящика толу, девять человек команды. Задача нашей роты — зами­ нировать и, если будет приказ, взорвать все мосты от Изюма до Змиева. А нашей не­ большой группе поручено дежурить на этих двух мостах и разделаться с ними в по­ следнюю минуту. Один из них, основной, — высоководный, па стальных прогонах из двутавровых балок, сделан красиво, как по линейке. Его построили немцы прошлой весной, когда бои здесь кончились в их пользу. Долго лазили под мостом, привязывая к сваям и насадкам двухкилограммовые за­ ряды и соединяя их детонирующим шнуром. Нет ни обжима, ни изоляционной ленты, чтобы предохранить его от сырости, да и капсюли картонные, металлических мало. Вот и возишься, придумываешь, как быть. Но мост заминировали. Заряды на местах, зажи­ гательные трубки наготове, так что осталось вовремя вставить, зажечь — и дай бог ноги. Со вторым мостом дело сложнее. Он низководный, стоит прямо на льду, и под него не подлезешь. Пришлось сорвать настил сверху и заложить заряды под водой: один в пять килограммов пристроили с одного конца пролета, а другой такой же — с друго­ го конца. Так и закончили работу. Пришел я на квартиру, сел, закурил едкой махорки, купленной на андреевском базаре, и только тогда вспомнил, что сегодня еще не ел, а ночь не спал. Но если основное сделано, остальное делается само собой. Пообедал, про­ спал до вечера. Разбудили на ужин. Пришел на мост. Там все в порядке. Стоят часовые. Ночь темная, темная. Тишина. Тихо до жути. Ни голоса человеческого, ни лая собачье­ го. Нигде ни огонька. Где война? Откуда и когда появятся немецкие танки? — Товарищ лейтенант, нужно капсюля на ночь вставлять в заряды, — говорит мне дежурный младший командир. — Так и будем делать. Ночью тут ничего не увидишь и все перепутаешь. 28 февраля Начертил схемы обоих мостов и отправил с ними связного Кирейбаева Хасимз в Андреевку: там должен проехать капитан Климанов, командир батальона. Он был се-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2