Сибирские огни, 1975, №4
губернатор потребовал немедленного объяснения своего поступка. Автору книги удалось отыскать в Красноярском архиве переписку по этому делу. Вскоре после совещания семнадцати в селе Ермаковском скончался Анатолий Ва неев. Через двадцать дней после его смерти Доминика Васильевна Ванеева родила сы на. Первый исследователь жизни Ванеева и публикатор его писем Николай Алексеевич Забурдаев писал в своей книге «А. А. Ване ев», изданной в Горьком в 1962 году, что мать покойного революционера приехала на могилу сына и через несколько дней «стала собирать невестку в путь». «Наступили хо лода,— продолжал исследователь,— Доми ника сложила все: литературу, письма, тет ради, записные книжки, вещи. Как она вы ехала с ребенком и как добралась до же лезной дороги, никто теперь не помнит. Только в семье, в памяти новых поколений Ванеевых сохранилось полузабытое преда ние: однажды зимой во время вьюги к их квартире на Ковалихинской улице подъеха ла кибитка. Все выбежали навстречу. Это была Анастасия Ивановна с Доминикой». Но предание оказалось неточным. Из доку ментов, приведенных П. Мешалкиным, вид но, что Доминика была вынуждена прожить в Ермаковском еще восемь месяцев, выеха ла из Минусинска только 2 июня 1900 го да «к родителям в Херсонскую губернию», а в Нижнем Новгороде появилась лишь 14 ноября. Письма Ванеева автор очерков цитирует почему-то по книге Г. Е. Хаита «Товарищи в борьбе», изданной в Красноярске в 1965 году, тогда как они увидели свет тремя го дами раньше в названном выше сборнике Н. А. Забурдаева. Отстаивая точность, П. Мешалкин после сообщения о выезде Доминики из Минусин ска в город Александрию Херсонской губер нии вступает с кем-то в полемику: «В свете этих данных ошибочным является утверж дение некоторых исследователей о встрече В. И. Ленина во время его пребывания в Нижнем Новгороде весной 1900 года с Д. В. Ванеевой». А кто это утверждал? В сноске назван путеводитель по ленинским местам в городе Горьком, составленный А. Лугининым и Е. Потаповой. В путеводителе есть такие стро ки: «Видимо, в этот именно приезд Владимир Ильич сразу же с вокзала отправился к Ва неевым. Надо было поддержать их после смерти Анатолия. Особенно трудно приходи лось Доминике Васильевне». Судя по всему, эти строки сохранились от первого издания. Но вот мы открываем второе издание, ис правленное и дополненное (г. Горький, 1970) и на стр. 47 читаем: «Когда суматоха, вы званная приездом Владимира Ильича, нем ного улеглась, пошли расспросы о Надежде Константиновне, о матери и сестрах, о Ле- пешинских... Доминика Васильевна, ока зывается, жила у родителей на Украине, но хлопотала о том, чтобы приехать в Нижний». Вероятно, только собиралась хлопотать. Владимир Ильич был проездом в Нижнем Новгороде 8 или 9 июня 1900 года. А Доми ника Ванеева, по всем данным, приведенным в книге П. Мешалкина, в то время еще на ходилась в дороге на Украину... Без книги «Единомышленники», на мой взгляд, сейчас не обойдется ни один иссле дователь революционного движения и си бирской ссылки последних лет прошлого века. А. КОПТЕЛОВ Марина Костенецкая. Луна холодного ли ца. Повесть. Рига, «Лиесма», 1973. Девушка, рижанка, никогда ранее не по кидавшая пределов большого города, сама, по доброй воле, отправляется на Дальний Восток, добирается до Чукотки, настаивает, чтобы ее направили в отдаленнейший рай он, а оттуда — в самое труднодоступное стойбище оленеводов. Ее задача — обучать пастухов грамоте. Но Север есть Север, здесь на счету каждая пара рабочих рук, и никому не удается сосредоточиться целиком только на исполнении установленных обя занностей, да Алена и не отгораживается от жизни, а стремится познать все, испытать на самой далекой окраине страны ту меру трудностей, что выпадает на долю корен ных жителей, и она учится мужественному искусству многосуточных переходов по тунд ре, пургует там, пасет оленей, приучается к чукотской, не всегда проходящей обработку огнем, пище... Крупно, широко строит свою судьбу ге роиня повести молодой писательницы Мари ны Костенецкой. И повесть не фальшивит ни одной строкой; неудивительно — у Алены, от лица которой ведется рассказ, такая же яркая биография, что и у самой Костенец кой. Очевидно, прав писатель Н. Задорнов, указывая в предисловии: «Автора этой кни ги нельзя отождествлять с ее героиней, в которой, конечно, есть многое от самой Ко стенецкой, но которая все же — тип обоб щенный». Но разве легко следовать этому предупреждению, зная, что будущая писа тельница тоже (совсем еще недавно!) ко чевала по тундре, замерзала в бескрайних просторах, изнемогая, брела по ослепитель ному насту, вместе с пастухами-чаучу, рис куя жизнью, спускала по ледяной крутиз не тяжело нагруженные нарты... Скорее всего нужно сказать так: и саму Марину Костенецкую, и талантливо создан ный ею литературный образ отличают луч шие черты советского молодого человека — неустрашимая жажда подвига, тяга к ново му, воля к победе, стремление выполнять свою работу как можно лучше, обязательно с полной отдачей сил. И еще: вера в самое святое — дружбу и братство всех народов нашей страны. При первом, беглом знакомстве повесть может показаться написанной незамыслова то, даже канонически. Человек приезжает в далекие края, приступает к работе, добро совестно выполняет порученное, а земля экзотическая, и без приключений там не обойтись,— вот, по окончании эпопеи, и создается нечто вроде путевых записок. И название вроде бы соответствующее схеме,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2