Сибирские огни, 1975, №4
он намеревался уделить внимание этногра фическим наблюдениям и сбору ботаниче ских коллекций. Находясь вдали от культурных центров, Клеменц, однако, не порывает связи со своими друзьями. Он ведет с ними пере писку, информирует их о своей работе, продолжает сотрудничать в газете «Восточ ное обозрение». И как всегда, он в курсе всех событий, которые происходили не толь ко в Сибири, но и далеко за ее пределами. В самый разгар Мултанского дела * Кле менц написал статью «Новая стадия Мул танского «дела», в которой убедительно по казал несостоятельность выводов некоего профессора Смирнова, пытавшегося дока зать, на основе сравнения произведений на родного эпоса разных народов, возможность существования человеческих жертвоприно шений у черемисов и вотяков. Он призна вал, что вотяки в то время были действи тельно чрезвычайно отсталым и забитым народом, но, по его мнению, это еще не мог ло служить основанием для обвинения це лого народа в чудовищном преступлении. «Плохо еще мы знаем наших инородцев,— писал ученый,—плохо относимся к ним — вот почему и культура к ним прививается так медленно»67. Исследования Клеменца, проведенные в Северной Монголии, дали огромный ма териал. За два с половиной года он вместе с сопровождавшей его Елизаветой Нико лаевной обследовал обширную территорию от Урги до Хабдо, собрал множество кол лекций, описал несколько древних архитек турных памятников, нашел старинные рукописи. В начале 1897 года в Музее антрополо гии и этнографии Академии наук открылась должность ученого-хранителя. И никого не удивило то, что занять ее по рекомендации академика В. В. Радлова предложили Кле- менцу. К тому времени его имя в ученом мире было хорошо известно. Его знали как крупного ученого-этнографа, археолога и геолога, как умелого и деятельного организатора. На новой должности Клеменц зарекомен довал себя с самой лучшей стороны. Прош ло немногим больше года, и его назначили старшим этнографом музея. За то сравнительно небольшое время, ко торое Клеменц проработал в Музее антро пологии и этнографии (около четырех лет), им была издана обширная «Программа для собирания этнографических предметов», об работаны и систематизированы материалы, собранные им в Сибири, приведены в поря док многочисленные коллекции, много лет лежавшие неразобранными. Но Сибирь, ставшая для Клеменца вто рой родиной, по-прежнему звала к себе. И он снова и снова возвращается туда в со ставе разных экспедиций. * В 1835 году группа крестьян-удмуртов О'х тогда называли вотяками) села Старый Султан была обвинена в человеческих, жертвоприношениях. Дело слушалось не сколько раз, и только в 1896 году после вмешательства В. Г. Короленко, выступив шего на суде в качестве защитника, кре стьяне были оправданы. — Не могу я сидеть в каменном Петро- поле,— говорил Клеменц своим друзьям-си- бирякам.— Запахнет весной — и меня, как старого бродягу, тянет в тайгу, в степь. Летом 1897 года мы видим его в числе участников экспедиции по статистически- экономическому обследованию Забайкаль ской области. Цель ее — ознакомление с жизнью бурятского населения и сбор мате риалов для изучения кочевых народов внут ренней Азии. Для того, чтобы исследования носили объективный характер и чтобы при этом не пострадали интересы бурятского на селения, Клеменц убедил руководителя экспедиции Куломзина привлечь к работе политического ссыльного М. А. Кроля и ста тистика Д. М. Головачева. В 1898 году Клеменц совершил свою зна менитую экспедицию в Турфан (Западная Монголия), которая, по словам академика С. Ф. Ольденбурга, составила целую эпоху в науке и явилась «определенной гранью в изучении китайского Туркестана». Экспеди ция дала блестящие результаты. Были от крыты и обследованы развалины несколь ких древних городов, подземные жилища, пещеры, буддийские храмы, найдены и при везены в Петербург образцы фресок, напи санных в китайском и индийском стиле, ряд древнетюркских и китайских настенных надписей, предметы быта и проч. Отчет Клеменца об экспедиции, опубли кованный на немецком языке («Turfan und seine Alterhümer — «Турфан и его древ ности»), вызвал исключительный интерес не только в России, но и во многих западно европейских странах. Клеменц неоднократно обращался в Ака демию наук с просьбой направить в Турфан экспедицию на более продолжительное вре мя для детального обследования памятни ков старины. Однако у правительства на это не нашлось денег. Зато из других стран, и прежде всего из Германии, в далекий Турфан одна за другой потянулись экспеди ции, организованные различными научными учреждениями. Они собрали «богатейшие материалы, внесшие массу нового в^ позна ние письменности, искусства, религий, этно графии, быта соответственных стран». При этом, как писал Д. Анучин, все экспедиции, «особенно немецкие, исходили из данных, собранных Клеменцом, имя которого оста нется навсегда связанным с историей откры тия этих замечательных памятников средне азиатской письменности, искусства и вооб ще культуры»68. Клеменц всегда стремился к тому, чтобы познакомить с результатами своих исследо ваний не только научную аудиторию, но ши рокий круг людей, интересующихся наукой. Г. Н. Потанин писал о Клеменце: «Про должительная жизнь в Сибири, участие в местной жизни, знакомство с сибирскими общественными вопросами и культурные услуги этой стране дали ему право на зва ние учителя сибирских поколений»69. Поездка в Турфан была последней круп ной экспедицией, в которой Клеменц при нял непосредственное участие. Большая на учная и организаторская работа в Музее антропологии и этнографии не давала ему
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2