Сибирские огни, 1975, №4
«опасный государственный преступник», один из организаторов революционного кружка «чайковцев», участник «хождения в народ», активный пропагандист, автор «возмутительных» антиправительственных стихов, статей и прокламаций, сотрудник революционных эмигрантских изданий и, наконец, редактор подпольной газеты «Зем ля и воля», типография которой давно уже разыскивалась властями. И, конечно, никто тогда не мог предпо лагать, что через несколько лет имя этого человека станет известно всему ученому тиру, что он войдет в историю отечествен ной науки как крупнейший исследователь Сибири и Монголии. Дмитрий Александрович Клеменц родил ся более 126 лет назад, 15 декабря (по ста рому стилю) 1848 года в селе Горяино-во Никольского уезда Самарской губернии в семье управляющего имением. Отец его был выходцем из Курляндии, а мать — урожен кой Саратовской губернии. Детские годы Клеменца протекали в об становке доживающего свои последние дни крепостного права. Он видел жестокие над ругательства помещиков над крепостными крестьянами, и уже тогда в его сознаний возникло глубокое сочувствие к угнетенным и ненависть ко всем проявлениям насилия и жестокости. «Палки, розги, плети, которые я видел в детстве и от которых я убегал, падал головой в колени матери и рыдал, так стали мне ненавистны, что я не могу взять в руки кнута, чтобы ударить урусли- вую (упрямую) лошадь»4,— говорил много лет спустя Клеменц своему другу И. И. Попову. Учился Клеменц сначала в Самарской, а затем в 1-й Казанской гимназии, где, по его словам, «встретил людей, которых на зывали тогда новыми, и под их влиянием мало-помалу стали изменяться мои поня тия и взгляды на жизнь, усвоенные в дет стве на фоне крепостного права»5. Вместе со своими товарищами он читает журнал «Современник», газету «Колокол», произве дения Чернышевского и Добролюбова, из дает рукописный журнал «Артель», прини мает участие в работе воскресных школ. В своих воспоминаниях Клеменц писал, что уже в гимназии он «горячо отстаивал необ ходимость отпустить крестьян с землей без выкупа. Читал статьи Добролюбова в «Сов ременнике» о темном царстве, знал почти наизусть стихотворения Некрасова, заинте ресовался романом «Что делать?» и при слушивался к разговорам на текущие поли тические темы»6. В гимназии Клеменц пережил объявление воли, восстание крестьян в селе Бездна под руководством Антона Петрова, видел де монстрацию студентов цо этому поводу и панихиду по убитым, слышал речь А. П. Щапова. Таким образом, гимназические годы не прошли для него даром. Он покинул гим назию уже во многом сложившимся чело веком, твердо знавшим, что никогда не сможет примириться с несправедливостью существующего общественного стР<?я- Гимназию Клеменц окончил в 1866 году, однако в университет, куда он так стремил ся, смог поступить только на следующий год. У отца не было средств, и ему при шлось целый год работать, чтобы собрать необходимые для учебы деньги. Много лет спустя, во время следствия, отвергая оови- нения в том, что он якобы жил на сред ства революционной организации, Клеменц с гордостью мог заявить, что с «восемнад цатилетнего возраста не жил иначе, как на собственный заработок»7. Казанский университет, куда поступил Клеменц на математический факультет, в то время был далеко не лучшим высшим учебным заведением России. Но и туда про никли новые веяния. Вместе с другими прогрессивно настроенными студентами Клеменц изучает философию позитивизма, внимательно читает книги О. Конта, Спенсе ра, Милля, принимает участие в работе не легальной студенческой библиотеки и сту денческой кассы. Но жизнь в Казани не удовлетворяла Клеменца. Он стремится в Петербург, от куда приходили известия об активизации общественной жизни, где жили и работали выдающиеся ученые, писатели, журналисты. И поэтому, проучившись в Казанском уни верситете два года, Клеменц перевелся на математический факультет Петербургского университета. Едва приехав в Петербург, Клеменц с го ловой окунулся в общественную деятель ность. Сначала он организует кружок само развития, в котором тщательно изучались труды русских и зарубежных философов, экономистов, историков. Потом сблизился с М. А. Натансоном. Н. А. Чарушиным и Д. А. Рогачевым, которые ввели его в кру жок, известный в истории русского освобо дительного движения под названием круж ка «чайковцев». Члены этого кружка стремились создать среди лучшей части интеллигенции и преж де всего студенчества «кадры революцион но-социалистической партии, или, как чаще выражались тогда, истинно народной пар тии в России»8. Они занимались самообра зованием, изучали философию, политиче скую экономию, историю революционных движений. Но этим их деятельность не ог раничивалась. Как отмечалось в «Заключе нии по делу о 58 лицах, обвиняемых в при надлежности к тайному сообществу, стре мящемуся ниспровергнуть существующий в Империи государственный и общественный строй»*, «члены этого кружка поставили себе задачею пропагандировать всеми воз можными способами социально-революцион ные идеи среди рабочего населения страны, для чего стали собираться с рабочими, вну шая им недовольство существующим госу дарственным и общественным строем и до казывая необходимость провести в более или менее отдаленном будущем открытое восстание против правительства с целью со вершенного его ниспровержения и замены * По этому делу привлекался в качеств» обвиняемого и Д. А. Клеменц.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2