Сибирские огни, 1975, №4
наводил по рации на цель наши самолеты, по преимуществу штурмовики. В составе войск 3-го Украинского фронта прошел че рез Румынию, Болгарию, Югославию, Вен грию, Австрию. Закончил войну в Чехосло вакии, под Брно... Вступая в жизнь, о-н не думал, что ста нет литератором, поэтом. Скорее грезились ему в юные годы мольберт и кисть, чему не в малой мере способствовало пристрастие к живописи старшего брата, Евгения, так и не вернувшегося с войны. Но и эти увле чения юности были отодвинуты жизнью. Война и армейские кадровики по-своему распорядились жизненным путем моло дого человека, сделав из него кадрового военного. Как поэт, Михаил Горбунов принадлежит к той категории людей, которые сперва па шут, а уж потом пишут. Это они сказали о себе устами С. Гудзенко-: Быть под началом у старшин хотя бы треть пути, потом могу я с тех вершин в поэзию сойти. Первое стихотворение М. Горбунов опу бликовал в 1948 году в газете Южной груп пы войск «Советский воин», чему немало способствовал служивший тогда вместе с А. Недогоновым в этой газете Н. Грибачев. Но между этим, первым, стихотворением и первой книжкой поэта прошло одиннадцать лет. Это время потребовалось поэту для того, чтобы уяснить место стихотворчест ва в своей жизни и свое место в поэзия. Как видим, срок для этого потребовался не малый. Но время это прошло не впустую. Об этом свидетельствуют «Студеные зо ри» — так -называется первая книга поэта, вышедшая в 1959 г. в Новосибирске. В ней автор предстал зрелым человеком и во мно гом определившимся поэтом. Тот путь, ко торый проделывают некоторые молодые, продираясь к пониманию основ от книжки к книжке, Михаил Горбунов проделал до выхода первого сборника. Следом за первой книгой, почти целиком посвященной военной -и армейской жизни лирического героя, последовала вторая — «Поединок», тоже во многом книга воен ная. За нею— сборники «Нет крепче спла ва» и «В отблесках молний», вышедшие в Военном издательстве. А затем появились сборники «Предчувствие чуда», «Звенит ко локольчик», «Воздаяние нежностью». Одновременно с поэзией Михаил Горбу нов занимается в эти годы и прозой — ху дожественной и военно-исторической. В жанре военно-исторического очерка он на писал книгу «Солдат, полководец» (о Мар шале Советского Союза Р. Я- Малинов ском); он также выступил как соавтор книг «Ясско-Кишиневские Канны» и «Буда пешт — Вена — Прага». В жанре худо жественной прозы создал повести «Прота лина» и «Амба», а также ряд эссе о совет ских художниках-пейзажистах: Н. М. Ро мадине, В. Ф. Стожарове, Е. В. Смирнове, Т. В. Ряннеле, Н. П. Лое. Эти повести и эссе составляют книгу «За все тебя благо дарю», только что вышедшую -в Военном издательстве. Эта первая книга художест венной прозы поэта является девятой в ря ду созданных им книг в различных жанрах литературы... Для поэтов, встретивших свою юность на полях сражений за Родину, война была и осталась их главным жизненным испыта нием и главным мерилом человеческой стойкости и верности. Она стала для мно гих -из них пожизненной памятью, которая вела -и ведет их по дороге жизни и по до роге поэзии. Михаил Горбунов — не исключение из этого ряда поэтов его поколения. В стихотворении «Память войны» он утверждает: Но как хочешь суди да расценивай. Н а ш е —с н а м и... Зная о жизненном пути и нравственном опыте поколения, к которому принадлежит поэт, мы можем безошибочно предполо жить, что он имел в виду под словом «на ше». Это, конечно же, все то, что связано у этого поколения с минувшей войной — и суровые испытания, выпавшие .на его долю, и потери, которые понесло оно, и мера му жества, проявленная им, и радость торже ства побед. То есть все то, что несут с со бою для этого поколения воспоминания о Великой Отечественной войне, что несет с собою ее немеркнущая и суровая и, как оказал поэт, «неподкупная память войны». Эта па.мять — навеки. И она сохранила все. И быт -войны: «Гудит война, как ноги у пехоты».., И пейзаж войны, уже сам в себе таящий черты суровой сдержанности и непоказного героизма: А нам опять врезаться в пляску I земли и пламени — вперед... Сосед, слегка поправив каску, уже над бруствером встает. Но более всего эта память нужна поэту, чтобы испытанием войны проверить высоту духовного мира советского человека на по ле сражения, меру его мужества и его пре данности Родине, родной земле... Ты рыл ее. на стуже леденея, роняя кровь, ты брел по ней в санбат. Пусть скажут мне, что есть еще сильнее твоей любви к родной земле, солдат! Эта память нужна ему, чтобы выявить психологию и философию войны, чтобы оп ределить роль и место «вооруженного чело века» и смысл его подвига в том всемирно- историческом катаклизме, каким была вто рая мировая война, каким была война, по праву получившая название Великой Отечественной. Гудит война, как ноги у пехоты. На проволоку брошена шинель.— к а к н а ш е п о к о л е н и е , ч т о б к т о-т о п р о ш е л в п е р е д , ударил прямо в цель!..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2