Сибирские огни, 1975, №4

наводил по рации на цель наши самолеты, по преимуществу штурмовики. В составе войск 3-го Украинского фронта прошел че­ рез Румынию, Болгарию, Югославию, Вен­ грию, Австрию. Закончил войну в Чехосло­ вакии, под Брно... Вступая в жизнь, о-н не думал, что ста­ нет литератором, поэтом. Скорее грезились ему в юные годы мольберт и кисть, чему не в малой мере способствовало пристрастие к живописи старшего брата, Евгения, так и не вернувшегося с войны. Но и эти увле­ чения юности были отодвинуты жизнью. Война и армейские кадровики по-своему распорядились жизненным путем моло­ дого человека, сделав из него кадрового военного. Как поэт, Михаил Горбунов принадлежит к той категории людей, которые сперва па­ шут, а уж потом пишут. Это они сказали о себе устами С. Гудзенко-: Быть под началом у старшин хотя бы треть пути, потом могу я с тех вершин в поэзию сойти. Первое стихотворение М. Горбунов опу­ бликовал в 1948 году в газете Южной груп­ пы войск «Советский воин», чему немало способствовал служивший тогда вместе с А. Недогоновым в этой газете Н. Грибачев. Но между этим, первым, стихотворением и первой книжкой поэта прошло одиннадцать лет. Это время потребовалось поэту для того, чтобы уяснить место стихотворчест­ ва в своей жизни и свое место в поэзия. Как видим, срок для этого потребовался не­ малый. Но время это прошло не впустую. Об этом свидетельствуют «Студеные зо­ ри» — так -называется первая книга поэта, вышедшая в 1959 г. в Новосибирске. В ней автор предстал зрелым человеком и во мно­ гом определившимся поэтом. Тот путь, ко­ торый проделывают некоторые молодые, продираясь к пониманию основ от книжки к книжке, Михаил Горбунов проделал до выхода первого сборника. Следом за первой книгой, почти целиком посвященной военной -и армейской жизни лирического героя, последовала вторая — «Поединок», тоже во многом книга воен­ ная. За нею— сборники «Нет крепче спла­ ва» и «В отблесках молний», вышедшие в Военном издательстве. А затем появились сборники «Предчувствие чуда», «Звенит ко­ локольчик», «Воздаяние нежностью». Одновременно с поэзией Михаил Горбу­ нов занимается в эти годы и прозой — ху­ дожественной и военно-исторической. В жанре военно-исторического очерка он на­ писал книгу «Солдат, полководец» (о Мар­ шале Советского Союза Р. Я- Малинов­ ском); он также выступил как соавтор книг «Ясско-Кишиневские Канны» и «Буда­ пешт — Вена — Прага». В жанре худо­ жественной прозы создал повести «Прота­ лина» и «Амба», а также ряд эссе о совет­ ских художниках-пейзажистах: Н. М. Ро­ мадине, В. Ф. Стожарове, Е. В. Смирнове, Т. В. Ряннеле, Н. П. Лое. Эти повести и эссе составляют книгу «За все тебя благо­ дарю», только что вышедшую -в Военном издательстве. Эта первая книга художест­ венной прозы поэта является девятой в ря­ ду созданных им книг в различных жанрах литературы... Для поэтов, встретивших свою юность на полях сражений за Родину, война была и осталась их главным жизненным испыта­ нием и главным мерилом человеческой стойкости и верности. Она стала для мно­ гих -из них пожизненной памятью, которая вела -и ведет их по дороге жизни и по до­ роге поэзии. Михаил Горбунов — не исключение из этого ряда поэтов его поколения. В стихотворении «Память войны» он утверждает: Но как хочешь суди да расценивай. Н а ш е —с н а м и... Зная о жизненном пути и нравственном опыте поколения, к которому принадлежит поэт, мы можем безошибочно предполо­ жить, что он имел в виду под словом «на­ ше». Это, конечно же, все то, что связано у этого поколения с минувшей войной — и суровые испытания, выпавшие .на его долю, и потери, которые понесло оно, и мера му­ жества, проявленная им, и радость торже­ ства побед. То есть все то, что несут с со­ бою для этого поколения воспоминания о Великой Отечественной войне, что несет с собою ее немеркнущая и суровая и, как оказал поэт, «неподкупная память войны». Эта па.мять — навеки. И она сохранила все. И быт -войны: «Гудит война, как ноги у пехоты».., И пейзаж войны, уже сам в себе таящий черты суровой сдержанности и непоказного героизма: А нам опять врезаться в пляску I земли и пламени — вперед... Сосед, слегка поправив каску, уже над бруствером встает. Но более всего эта память нужна поэту, чтобы испытанием войны проверить высоту духовного мира советского человека на по­ ле сражения, меру его мужества и его пре­ данности Родине, родной земле... Ты рыл ее. на стуже леденея, роняя кровь, ты брел по ней в санбат. Пусть скажут мне, что есть еще сильнее твоей любви к родной земле, солдат! Эта память нужна ему, чтобы выявить психологию и философию войны, чтобы оп­ ределить роль и место «вооруженного чело­ века» и смысл его подвига в том всемирно- историческом катаклизме, каким была вто­ рая мировая война, каким была война, по праву получившая название Великой Отечественной. Гудит война, как ноги у пехоты. На проволоку брошена шинель.— к а к н а ш е п о к о л е н и е , ч т о б к т о-т о п р о ш е л в п е р е д , ударил прямо в цель!..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2