Сибирские огни, 1975, №4

Л. Решетников МУЖЕСТВО И ДОБРОТА Люди, составляющие один из главных сил советского поэтического отряда, уже во­ шедшие в пору зрелости и еще не утратив­ шие огня молодости, пришли в литературу с полей Великой Отечественной войны. Их литературное рождение и духовное созре­ вание, первая серьезная проверка морально- нравственных ценностей в их глазах связа­ ны с годам« войны. Н. Грибачев и М. Лу­ конин, В. Федоров и Д. Ковалев, М. Дудин и С. Орлов, С. Наровчатов и В. Субботин, Б. Слуцкий и А. Межиров, С. Львов и А. Кулешов, Э. Межелайтис и Ю. Марцин- кявичус, М. Карим и К. Кулиев в бою и в труде, плечом к плечу с народом, ковали победу своей Родины, вместе с нею прошли через все испытания, выпавшие на ее долю, хлебнули из горькой чаши первых пораже­ ний я пригубили из кубка радости побед. Они вышли из горнила войны с преждевре­ менной сединой на висках и ясным от­ блеском огня и металла во взоре. В их стихах запечатлены трагизм сорок первого года и высокий триумф сорок пятого. Не­ гасимый свет Победы оттенен в них тяж­ ким опытом утрат, а цена этих утрат вы­ свечена и возвышена светом небывалой Победы. Их стих того, военного, времени, иногда кажущийся слишком прямолинейным, а иногда неуклюже-тяжеловатым, рассчитай был не на эстетов. Он родился в суровое время и нес в себе все приметы этого вре­ мени, жестокого и грозного, но целеустрем­ ленного и одухотворенного одной высокой идеей. В этом зареве ветровом выбор был небольшой. Но лучше прийти с пустым рукавом, чем с пустой душой. Эти поэты были не только певцами вой­ ны, но и ее солдатами. Солдатами 1918— 1920—1922 годов рождения. Следом за ними, этими солдатами и поэ­ тами, в огонь войны ушли молодые люди 1924, 1925, 1926 годов рождения. Они не видели сражений первого этапа войны. Но, хотя они не испытали горечи отступлений, однако тех тягот войны, которые выпали на их долю, хватило за глаза и им. Как люди и как поэты, они вышли из той же огненной купели, имя которой война. Недаром один из них написал позднее сти­ хотворение «Год рождения 1924», под кото­ рым могли бы подписаться его товарищи и более ранних годов рождения: Пылает юность не травою росной,— железо разорвало тишину. Наш год, видать, недаром високосный — так ни один не выкошен в войну. И все же их стихи во многом отличны от стихов .их товарищей, пришедших на войну на два-три года раньше. В них меньше прямого свидетельства о войне и почти сов­ сем нет стихов о ее начале. Если же такие стихи и встречаются, то они, как правило, не от первого лица. В них есть драматизм, но нет того трагизма, который свойствен многим стихам, появившимся летом сорок первого и сорок второго годов. Их стихи как бы ,в большей мере опосредованы. Мир в них менее жесток и трагичен. Позднее вступив в войну, эти поэты позд­ нее и пришли из нее в литературу. Это был как бы второй эшелон литературных сил, пришедших с войны. Среди многих и многих достойных, прибывших в этом эшелоне, были. Евгений Винокуров и Константин Ваншенкин, Николай Старши- нов и Иван Краснов. Среди них был и автор стихотворения «Год рождения 1924», моло­ дой офицер и начинающий поэт Михаил Горбунов... За несколько недель до начала войцы, после окончания девятилетки, он был за­ числен ,в школу ФЗО и уже в первые меся­ цы войны протачивал стаканы для снаря­ дов. И, как многие его сверстники, мечтал о том, чтобы как можно скорее поменять станок на винтовку... В действующую ар­ мию о-н попал, однако, лишь в середине 1944 года, после работы на заводе и оконча­ ния военных курсов спецсвязи. Курсы эти и определили его военную, фронтовую спе­ циальность: он из окопов и траншей пехоты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2