Сибирские огни, 1975, №4
ДЕЛА И ЛЮДИ Владимир Виноградов ПОИСКИ В БЕЛОМ МИРЕ Эти загадочные изделия природы живут не первый миллион лет. Шагали над плане той эпохи, сменяли друг друга тысячелетия, а они кружились И кружились, тихо опус каясь на землю. Снежинки... Им все равно. Их не трогают события. Их не касаются процессы обновления. Их дело -г- рождаться в стылом небе и плани ровать на землю, чтобы стать сугробом, ме телью, бураном, снежным полем, ледником. Чтобы стать радостью или горем для человека. Что такое снег в представлении сегодняш них специалистов? Спросите об этом у гляциологов, и они вам расскажут, что значительная часть тер ритории нашей страны и зарубежных стран Северного полушария находится в зоне «ин тенсивной метелевой деятельности». Здесь вся жизнь человека так или иначе зависит от нрава метелей, от того, как распорядится йми зима. Эта зависимость особенно отчет лива в сельском хозяйстве, на транспорте, на горных предприятиях. Как воспринимается снег на транспорте? Лозунг транспорта—железнодорожного ли, автомобильного, авиационного: долой снег в любом виде! Снег — это опасность! А вот лозунг сельского хозяйства совсем иной: как можно больше снега! Ибо снег — это влага на полях и, в конечном итоге, полные закрома зерна. Вот почему так пристально всматривается человек в метельные порывы, в непрогляд ную снеговефть, закрывающую белой пеле ной небо и горизонт. Собственно, всматри- вается-то он давно, но любопытство, страх и недоумение только недавно сменились в его взгляде научной пытливостью. Когда юный Аркадий Дюнин в начале тридцатых годов поступил в Новосибирский транспортный институт, он был весьма и весьма далек от проблемы снегов. Более то го —он не предполагал даже в качестве отдаленнейшей перспективы своего участия в дискуссии, которой предстояло разгореть ся через некоторое время. Итак, в начале тридцатых годов Аркадий приехал из Астрахани в Новосибирск. В институте он выбрал факультет «Мосты и тоннели», однако вскоре после его по ступления факультет был закрыт, и студен ты перекочевали на другие факультеты. Дюнин оказался на факультете «Строи тельство железных дорог», который и окон чил вполне благополучно. Его направили на Амурскую железную дорогу, в город Свободный. Специалистов было мало, работы же хва тало и на два штатных расписания. Надо было заниматься сразу множеством дел, ко торым в институте практически и не учили, приходилось раздобывать статьи и учебни ки по самым различным вопросам. А что же снег, что же метели? Работа в Свободном не приблизила Дю- нина к тематике, которая впоследствии ста нет центральной в его научных интересах. Слишком далек был Дюнин от снега не только в научном отношении, но и в прак тическом смысле. Место, куда он попал после института, было уникальным: туг просто-напросто отсутствовал снег! Дюнин в этот период думал об аспиран туре. В его мечтах на обложке кандидат ской диссертации значились некие пробле мы, относящиеся к взаимодействию поезда и железнодорожного полотна. Очень сложно оно, это взаимодействие! В самом деле: железная дорога — изобрете ние, почти не использующее природные условия. Здесь созданный людьми состав должен пройти по созданным людьми рель сам, уложенным на созданной людьми на сыпи. Какая сложная условность, какая пре увеличенная искусственность! Именно в силу этой искусственности и приходится уделять много сил и времени такой, каза лось бы, простой теме, как взаимодействие поезда и железнодорожного полотна. В общей проблеме Аркадия Дюнина ин тересовала такая сомнительно узкая тема, как проектирование кривых на отечествен ных магистралях. Кривые, то есть изогну тые участки железнодорожной линии, опре деляют очень многое в движении поезда — и его грузоподъемность, и скорость, и безо пасность движения. В то же время именно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2