Сибирские огни, 1975, №4

ДЕЛА И ЛЮДИ Владимир Виноградов ПОИСКИ В БЕЛОМ МИРЕ Эти загадочные изделия природы живут не первый миллион лет. Шагали над плане­ той эпохи, сменяли друг друга тысячелетия, а они кружились И кружились, тихо опус­ каясь на землю. Снежинки... Им все равно. Их не трогают события. Их не касаются процессы обновления. Их дело -г- рождаться в стылом небе и плани­ ровать на землю, чтобы стать сугробом, ме­ телью, бураном, снежным полем, ледником. Чтобы стать радостью или горем для человека. Что такое снег в представлении сегодняш­ них специалистов? Спросите об этом у гляциологов, и они вам расскажут, что значительная часть тер­ ритории нашей страны и зарубежных стран Северного полушария находится в зоне «ин­ тенсивной метелевой деятельности». Здесь вся жизнь человека так или иначе зависит от нрава метелей, от того, как распорядится йми зима. Эта зависимость особенно отчет­ лива в сельском хозяйстве, на транспорте, на горных предприятиях. Как воспринимается снег на транспорте? Лозунг транспорта—железнодорожного ли, автомобильного, авиационного: долой снег в любом виде! Снег — это опасность! А вот лозунг сельского хозяйства совсем иной: как можно больше снега! Ибо снег — это влага на полях и, в конечном итоге, полные закрома зерна. Вот почему так пристально всматривается человек в метельные порывы, в непрогляд­ ную снеговефть, закрывающую белой пеле­ ной небо и горизонт. Собственно, всматри- вается-то он давно, но любопытство, страх и недоумение только недавно сменились в его взгляде научной пытливостью. Когда юный Аркадий Дюнин в начале тридцатых годов поступил в Новосибирский транспортный институт, он был весьма и весьма далек от проблемы снегов. Более то­ го —он не предполагал даже в качестве отдаленнейшей перспективы своего участия в дискуссии, которой предстояло разгореть­ ся через некоторое время. Итак, в начале тридцатых годов Аркадий приехал из Астрахани в Новосибирск. В институте он выбрал факультет «Мосты и тоннели», однако вскоре после его по­ ступления факультет был закрыт, и студен­ ты перекочевали на другие факультеты. Дюнин оказался на факультете «Строи­ тельство железных дорог», который и окон­ чил вполне благополучно. Его направили на Амурскую железную дорогу, в город Свободный. Специалистов было мало, работы же хва­ тало и на два штатных расписания. Надо было заниматься сразу множеством дел, ко­ торым в институте практически и не учили, приходилось раздобывать статьи и учебни­ ки по самым различным вопросам. А что же снег, что же метели? Работа в Свободном не приблизила Дю- нина к тематике, которая впоследствии ста­ нет центральной в его научных интересах. Слишком далек был Дюнин от снега не только в научном отношении, но и в прак­ тическом смысле. Место, куда он попал после института, было уникальным: туг просто-напросто отсутствовал снег! Дюнин в этот период думал об аспиран­ туре. В его мечтах на обложке кандидат­ ской диссертации значились некие пробле­ мы, относящиеся к взаимодействию поезда и железнодорожного полотна. Очень сложно оно, это взаимодействие! В самом деле: железная дорога — изобрете­ ние, почти не использующее природные условия. Здесь созданный людьми состав должен пройти по созданным людьми рель­ сам, уложенным на созданной людьми на­ сыпи. Какая сложная условность, какая пре­ увеличенная искусственность! Именно в силу этой искусственности и приходится уделять много сил и времени такой, каза­ лось бы, простой теме, как взаимодействие поезда и железнодорожного полотна. В общей проблеме Аркадия Дюнина ин­ тересовала такая сомнительно узкая тема, как проектирование кривых на отечествен­ ных магистралях. Кривые, то есть изогну­ тые участки железнодорожной линии, опре­ деляют очень многое в движении поезда — и его грузоподъемность, и скорость, и безо­ пасность движения. В то же время именно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2