Сибирские огни, 1975, №4

и красивой была она. Косы ее были темнее ночи. А глаза что ясная вода Ини в тихий солнечный день. Разве такую можно обидеть? Много воинов у хана. Трудно было девушке найти своего любимого. Тогда взошла она на холм и запела красивую песню для своего Зунара. чтобы он услышал ее и пришел, а она бы передала ему талисман, кото­ рый отведет от батыра русский меч и русскую стрелу. Как чистая снежная вода весной, потекла песня с холма и дошла до каждого воина и полонила его сердце своей красотой. И воины уже не точили сабли, не ковали копья, не собирали лоша­ дей в поход... Меч падал на землю, копье прислонялось к дереву, лук ва­ лялся в траве. А люди смотрели туда, где в самом небе лазурном стояла девушка и пела, зазывая своего любимого. А за нею белое облачко проходило. И тогда жестоким воинам, привыкшим убивать и жечь, показалось позорным их занятие. Захотелось им иной доли, любви — светлой и нежной. Услышал батыр песню своей любимой и пошел на холм. Но девушка не видела Зунара: его закрывали молодые, усыпанные осенним золотом березки, что густо росли по склону. А когда песня затихала, воины слышали, как за холмом падает в Иню ручей. От небывалой тишины, что встала над лагерем, проснулся хан, вы­ бежал из шатра и увидел, что воины не точат сабли, не куют копья, не собирают лошадей в поход. Меч и молот лежат на земле, копье присло­ нилось к дереву, лук валяется в траве. А воины слушают песню девушки, что стоит на холме, в самом небе лазурном. А за нею белое облачко проходит... Разгневался хан, схватил лук, натянул тетиву до самого плеча... Полетела стрела, пробила сердце Казчой. Но не упала девушка на землю: ее подхватил Зунар. Девушка умерла, а над Иней звучал и звучал ее голос. Это леса и воды вернули песню. А когда и песня затихла, над станом и над рекой встала страшная тишина. Такая тишина, какой, быть может, люди не знали с тех пор, как они стали жить на земле. Что дальше —люди по-разному сказывали. Одни говорили, что Зунар изверга-хана стал воевать. И помогли отважному все, кто захо­ тел мирно жить на Сибирской земле. Погнали хана и верных ему «ку- чумовичей» вниз по Оби, загнали в Васюганские болота. Там и сгинул злой хан. Может, все это и не так было. Никто не знает. Одно точно: холм тот и деревня под холмом у Ини, где пела Казчой, в память девушки и ее песни Койлами стал называться. Кой — по-татар­ ски — песня, лы—жить. Пе с н я жив е т . Во времена стародавние жил в селе Соломатове Буян. Был он прос­ тым мужиком-крестьянином. Силу, однако, неимоверную имел. Лошадь один поднимал. Возьмет ее под брюхо и несет. И не мудрено, что при такой силе царских властей мужик не признавал. Жили за ним солома- товцы вольно. Ни тебе налогов, ни притеснений никаких не знали. Однако Буяну и этого показалось мало. Задумал он пойти против самого царя, повести мужиков на это рисковое дело. И пошел бы и стал бы, может быть, таков, каков был Разин Степан, да жена, вишь, ему помешала. Не захотела она, чтобы шел ее Буянушка супротив царя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2