Сибирские огни, 1975, №3
инство своего многострадального города на Днепре, а это было слишком важно, и на горячившегося вальцовщика не очень-то обижались. А вот против’ бригадира уральцев ополчились все дружно. Особенно возмуща ло, что он где только возможно (в столовой, в бане, даже на улице), подсмеивался: — Чо, обскакали вас? Не будете хвастать: я да мы, лучше днепро петровцев не сыскать прокатчиков... А вот сыскались! Теперь догоните- ка... Не догоните, кишка тонка. От негодования Передерий прямо-таки багровел... Его бригада в конце концов победила в этом соревновании. А вскоре выдвинули Передерни мастером смены. Восприняли это на значение по-разному. Иные считали: заслужил Передерий своей яростью в работе. Другие видели в этом выдвижении признание опытности и за слуг не одного Передерни, а всех днепропетровских прокатчиков. Мне же казалось, что все объяснялось и еще одним немаловажным обстоятельст вом. Старые-то мастера вроде Журкова либо остались в Днепропетров ске, либо ушли по возрасту на пенсию. Им на смену надо было выдви гать новых людей. Передерий, вероятно, приглянулся и тем, что не ща дил ни себя, ни своих подчиненных, но не в последнюю очередь и тем, что умело избегал трений с начальством цеха. Он или отмалчивался, или отделывался какой-либо притчей, которую каждый мог толковать по-сво ему. Ведь именно так, притчей, он объяснил мне в дороге, почему изме нилось поведение наших товарищей по несчастью. Сам я не мог быть непреклонно требовательным к подчиненным. По мне лучше самому сделать, чем принуждать других. В бригаде моей большинство составляли уральцы. Работали мы, от передовиков не от ставая, но и рекордами не вспыхивая. Что мешало нам? Не в последнюю очередь моя нелюбовь к разного рода фейерверкам. Мне всегда каза лось, что от повседневной ритмичной работы польза неизмеримо боль шая, чем от редких рекордов, перемежаемых спадами, съедавшими все достижения ярких рекордных дней. Должен сказать, что мы, днепропетровцы, быстро сдружились с про- катчиками-уральцами. Случись какая задержка (например, по вине валь цовщика заклинило валки), в сердцах, конечно, выругают виновника, но тут же все — очень важно, что все,— бросаются помогать. Дружно спе шат и на выручку машинисту, когда нужно провернуть тяжелющий ма ховик,—без этого не запускается паровая машина. Или вот не менее показательный пример. Сутунку возили со склада на лошадке. Но едва начались снегопады, узкоколейка очень часто оказывалась заметенной. Чтобы очистить ее, мы выходили на работу за час до смены, наводили на дороге порядок, привозили необходимое нам количество вагонеток с су тунками. Все это делалось бесплатно, на общественных началах. Зато как сплачивала такая добровольная работа людей! Я уже упоминал, что вместе с нами, прокатчиками, приехал в Сусан коллектив лопатного цеха. Были специалисты, оборудование. Одного не хватало —здания, где можно начать выпуск саперных лопат. Тех са мых лопат, которыми солдаты роют стрелковые ячейки и траншеи, ар тиллеристы оборудуют огневые позиции и укрытия. Строителей нам никто не мог прислать. Экскаватора или бульдозера не было и в помине. Мы сами —днепропетровцы и уральцы —должны были выкопать, а точнее выдолбить ломами канавы под фундамент, ямы под основания станков и прессов. Мы и никто другой обязаны в крат чайший срок установить колонны с помощью одних только канатов и ручных лебедок. А еще — смекалки и почти нечеловеческого упорства. Ведь работали либо до, либо после основного трудового дня. Работали кто сколько мог, но не меньше трех часов. А в прокатном цехе смена дли лась и без того одиннадцать часов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2