Сибирские огни, 1975, №3
сам за все в ответе. А если платят тебе побольше и ты радуешься это му— НУ и радуйся на здоровье. Не за красивые глаза, не за жульниче ство, а за честный труд тебе платят. Так-то. А насчет Владимира Ильи ча ты тоже зря. Я, конечно, не Ленин, и не берусь судить, какие полити ческие мотивы у него были, когда он определял размер своего оклада. Но если по-житейски рассуждать, то понять его поступок можно и так, что ему больше денег и не надо было. Какая у Ленина семья? Сам он да Надежда Константиновна. Оба работали. Зачем им лишние деньги? Да еще в пору, когда в стране были разруха и голод? Когда каждая копейка у государства была на счету? Вроде ничего особенного и не сказал Поляков, сообщил общеиз вестные факты, до смысла которых я и сам мог бы докопаться. А вот не докопался же. Ну не глупец ли, не простофиля-недоучка? По-новому клял я себя и за то, что поддался панике, купил сереб ряные с позолотой карманные часы. Пусть бы уж Прасковья одна с ума сходила. Баба, что с нее взять? Да признаться, с серьгами вроде бы еще больше похорошела жена. К темно-каштановым волосам и черным ум ным глазам очень идут серьги... Но черт возьми, что за глупые мысли! Эх, Иван, Иван. В партию собираешься, а о чем думаешь!.. Ты о другом позаботился бы. До сих пор висит в переднем углу икона святой богома тери. Для гостей любопытных объяснение всегда наготове: хозяйская, мол. А только неправда это. Икона — Прасковьина и привезена из Чер- нитова. Дорожит ею жена, как памятью о родном селе. Довольно! Кон чать надо с религиозными предрассудками. В тот же день, улучив минутку, когда Прасковья вышла из хаты, снял я икону. Хотел изрубить, но что-то дрогнуло в душе, ведь сколько помнил себя — всегда иконы висели в красном углу. Отнес небрежно размалеванную доску в подполье, спрятал за бочками. Ждал скандала, слез, но Прасковья вначале даже не заметила, что нет иконы, хватилась лишь на следующий вечер, все поняла, поплакала для порядка, но ссо ры не было. Не очень-то она и верила в святую богоматерь, наглядев шись на скоромную жизнь чернитовского попа, на юродивого Алексея, блудливую монашку да дьякона, который из-за денег пырнул попа но жом прямо в алтаре. И еще была немаловажная причина. Мой отец написал: сгуртова- лось-де село в колхоз, и стали чернитовцы вроде бы и не крестьянами, а колхозниками. К лучшему это или к худшему пока не разберешь, землю-то всю, кроме огорода, объединили... Так узнала Прасковья, что не осуществиться ее мечте о частном хозяйстве. А когда оборвалась и еще одна, последняя, религиозная ниточка, связывавшая ее с Чернитовом, она присоединила эту утрату ко всем прочим, более весомым. Я впервые разобрался тогда в одной очень важной особенности ее характера: Пра сковья до последней возможности цеплялась за свою мечту, и самым трудным для нее было первое отступление от задуманного. Но, как толь ко был сделан хотя бы маленький шажок к новой цели, она готова была неутомимо пробиваться дальше. Вскоре я отнес в партийное бюро заявление о приеме в партию, в котором писал, что буду бороться за процветание своей страны, за ук репление ее могущества, не жалея ни сил, ни самой жизни. На открытое партийное собрание явились и беспартийные, в их числе мой бригадир Егор Иванович Тишкин. Он даже выступил. — Принимать или не принимать —это ваше право,— сказал он, ча сто переступая с ноги на ногу, будто пол был не из серых некрашеных досок, а из только что прокатанных, еще не успевших остыть полос ста ли.—А мое мнение: лучшего помощника пожелать трудно. За что ни возьмется — все на совесть, по-хозяйски делает, ешь тя корень!.. Мастер Елисей Алексеевич Журков тоже был немногословен:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2