Сибирские огни, 1975, №3
Воронцов-Дашков, богатеи Куртучкин-Романов и Сиднев... Коммунист же не имел права даже помыслить о присвоении чужого для себя лично. Коммунист должен быть примером бескорыстия. Так я считал в ту пору. Позднее, в армии и особенно на заводе, это мое убеждение еще больше окрепло. Узнал я коммунистов-ленинцев, поступавших, как и на до поступать борцам за народное дело. Вот тот же Полторацкий, он не только старый вальцовщик, но честнейший человек и большевик. Или обер-мастер Иван Карпович Руденок. Специалист, какого поискать надо! Еще подходя к цеху, он умел на слух определить, какой стан и как рабо тает. Спуску не давал никому. Если надо, сам показывал, что следует предпринять, чтобы прокатка шла как по маслу. Чудо-старик был. В гражданскую войну, служа в Красной Армии, обморозил ступни. Паль цы ему ампутировали, и ходил он в специально укороченных, с очень тупыми носками ботинках. Непреклонен был во всем, что касалось инте ресов производства; однако прежде всего требовал с себя самого, и это все знали. Даже такие, как Пелехов, прикусывали язык, когда заходила речь об Иване Карповиче. Далеко мне было до таких людей, как Руде нок! А тут еще услышал я о скромности и бескорыстии Владимира Иль ича Ленина. О том, что он не только отказался от более высокой зар платы, но даже изругал инициатора этой затеи. Я стал вершить обратный строгий суд над Муравьевым и родным дядей. Я терзался из-за своего собственного несовершенства, потому что находил у себя такое же, как у них, себялюбие и не хотел быть в этом похожим на них. А стать бескорыстным, как лучшие из коммунистов-ле нинцев,'—не было у меня сил для этого. Не знаю, долго ли продолжалось бы мое искреннее и наивное само едство. Но в один из дней парторг цеха Поляков неожиданно спросил, почему я, комсомолец и ударник, не подаю заявление о приеме в пар тию. Я смущенно забормотал, что рад бы, да считаю себя, к несчастью, недостойным. И честно выложил свои сомнения, упомянув и о Полторац ком, и о Руденке, и о Ленине тоже. — Руденок? —переспросил Поляков.-—Ты прав: чудо-старик. А только всякое было и в его жизни. Смолоду он и в рюмку заглядывал, и в карты резался. Даже дом свой проиграл. А потом одумался. Дома соб ственного строить не стал, снял квартиру. На заводе принял сторону лучших рабочих, которые против хозяев выступали. Началась револю ция— к большевикам примкнул, в гражданскую воевал геройски... Ну, а какой он теперь —сам знаешь. Одним словом, побольше бы таких. У него и сын замечательный хлопец: красный командир. А твои, Иван, думки, что каждый коммунист вроде святого монаха должен быть,— это, понимаешь, заблуждение. И то, если мягко, соломки подстелив, гово рить,—улыбаясь, продолжал Поляков.— Это что же, корочкой питать ся, росой умываться, спать на голом камне, так? А я-то, грешный, считал и считаю, что буржуйскую и петлюровскую нечисть мы для того со своей спины и спихнули, чтобы всех,—чуешь? — всех, кто трудится,— сделать счастливыми. Даже такого глупого пустомелю и баламута, как Пелехов. Он тоже о счастливой доле мечтает. Но для одного себя, на других ему байдуже... наплевать, одним словом. Подивишься твоей наивности, Иван. Откуда ты взял, что коммунисты должны быть святыми великомучени ками? Конечно, сейчас надо быть терпеливыми, не паниковать из-за вре менных трудностей. Но мы знали, что пятилетка — это не прогулка с же ной по зеленому бережку. Пятилетка — это гуртом, рука об руку впе ред, через любые препятствия. Мы, коммунисты, считаем, что каждый станет жить лучше, когда страна разбогатеет. Чуешь разницу? Не через личное шкурническое обогащение к всеобщему богатству, а наоборот, от общего богатства страны к личному благосостоянию... Пойми: ты — ра бочий, и ни одна холера никаких благ тебе на рушничке не принесет. Ты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2