Сибирские огни, 1975, №3

Можно считать, что это первый документ, непосредственно относя­ щийся к судьбе нашего города. Именно здесь, у мостового перехода, вы­ бранного Гариным-Михайловским, в 1893 г. был заложен первый ка­ мень в фундамент будущего Новосибирска. Удачное географическое расположение на стыке двух великих пу­ тей — водного и железнодорожного — обусловило быстрый его рост. Уже в 1904 году «поселение Новониколаевск при станции Обь, Томских уезда и губернии» было возведено «в степень безуездного города того же наименования». В ту пору здесь проживало около 17 тысяч человек. К 1917 году чис­ ло горожан достигло 69 тысяч. Советская власть дала развитию «безуездного города», ставшего центром огромного края, мощный толчок. В 1925 году на Первом Всеси- бирском съезде Советов он был переименован в Новосибирск. Особенно бурное развитие город получил в тридцатые годы, согретые горячим ды­ ханием первых пятилеток. Да, тридцатые годы в биографии Новосибирска — та страница, на которой записаны важнейшие этапы индустриализации, превращения вчерашнего бойкого города-купца в город рабочих, в крупный промыш­ ленный центр. В первые месяцы Великой Отечественной войны из западных райо­ нов Европейской части нашей страны в восточные районы — на Урал и в Сибирь были эвакуированы согни промышленных предприятий, мно­ гие из которых разместились в Новосибирске. За короткое время они восстанавливались и вместе с другими предприятиями давали для стра­ ны все то, что ускорило победу над врагом. В эти трудные годы город не мог вести комплексной застройки. Много строилось временного жилья, недоставало очень нужных коммунальных и бытовых предприя­ тий, но жители города мирились, понимая, что это временные трудно­ сти. Все окупилось радостью победы над врагом. В послевоенную пору стране пришлось восстанавливать 1700 горо­ дов, разрушенных гитлеровскими захватчиками, вслед за этим начался мощный подъем экономики Сибири, энергичное наращивание ее про­ мышленного потенциала. Именно в этот период Новосибирск обрел право именоваться не только индустриальным гигантом на востоке стра­ ны, но и центром научно-технического и культурного прогресса. Ввиду ряда исторических причин в городе широкое развитие полу­ чила многоотраслевая промышленность: тяжелое машиностроение, чер­ ная и цветная металлургия, радиоэлектроника, приборостроение, хими­ ческая промышленность, пищевая, товаров народного потребления и хо­ зяйственного обихода, производство строительных материалов и другие отрасли. Совсем иными стали масштабы производства: за одни лишь сутки городские предприятия стали давать столько же промышленной продук­ ции, сколько выпускалось в 1940 году в течение целого месяца. Город является крупным транспортным узлом с развитыми желез­ нодорожными станциями и речным портом, двумя аэропортами. Послевоенные годы в биографии Новосибирска характеризуются становлением Большой науки. Помимо разветвленной сети отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов (сейчас их уже 117) начинается в 1957 году создание Сибирского отделения Академии наук СССР, где представлены все важнейшие направления современного ес­ тествознания. Позднее развертывается строительство научных учрежде­ ний Сибирского отделения ВАСХНИЛ и Сибирского филиала Академии медицинских наук СССР. И еще в одном направлении сделал в эти годы шаг наш город — в сторону значительного увеличения числа средних специальных и выс

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2