Сибирские огни, 1975, №3
Можно считать, что это первый документ, непосредственно относя щийся к судьбе нашего города. Именно здесь, у мостового перехода, вы бранного Гариным-Михайловским, в 1893 г. был заложен первый ка мень в фундамент будущего Новосибирска. Удачное географическое расположение на стыке двух великих пу тей — водного и железнодорожного — обусловило быстрый его рост. Уже в 1904 году «поселение Новониколаевск при станции Обь, Томских уезда и губернии» было возведено «в степень безуездного города того же наименования». В ту пору здесь проживало около 17 тысяч человек. К 1917 году чис ло горожан достигло 69 тысяч. Советская власть дала развитию «безуездного города», ставшего центром огромного края, мощный толчок. В 1925 году на Первом Всеси- бирском съезде Советов он был переименован в Новосибирск. Особенно бурное развитие город получил в тридцатые годы, согретые горячим ды ханием первых пятилеток. Да, тридцатые годы в биографии Новосибирска — та страница, на которой записаны важнейшие этапы индустриализации, превращения вчерашнего бойкого города-купца в город рабочих, в крупный промыш ленный центр. В первые месяцы Великой Отечественной войны из западных райо нов Европейской части нашей страны в восточные районы — на Урал и в Сибирь были эвакуированы согни промышленных предприятий, мно гие из которых разместились в Новосибирске. За короткое время они восстанавливались и вместе с другими предприятиями давали для стра ны все то, что ускорило победу над врагом. В эти трудные годы город не мог вести комплексной застройки. Много строилось временного жилья, недоставало очень нужных коммунальных и бытовых предприя тий, но жители города мирились, понимая, что это временные трудно сти. Все окупилось радостью победы над врагом. В послевоенную пору стране пришлось восстанавливать 1700 горо дов, разрушенных гитлеровскими захватчиками, вслед за этим начался мощный подъем экономики Сибири, энергичное наращивание ее про мышленного потенциала. Именно в этот период Новосибирск обрел право именоваться не только индустриальным гигантом на востоке стра ны, но и центром научно-технического и культурного прогресса. Ввиду ряда исторических причин в городе широкое развитие полу чила многоотраслевая промышленность: тяжелое машиностроение, чер ная и цветная металлургия, радиоэлектроника, приборостроение, хими ческая промышленность, пищевая, товаров народного потребления и хо зяйственного обихода, производство строительных материалов и другие отрасли. Совсем иными стали масштабы производства: за одни лишь сутки городские предприятия стали давать столько же промышленной продук ции, сколько выпускалось в 1940 году в течение целого месяца. Город является крупным транспортным узлом с развитыми желез нодорожными станциями и речным портом, двумя аэропортами. Послевоенные годы в биографии Новосибирска характеризуются становлением Большой науки. Помимо разветвленной сети отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов (сейчас их уже 117) начинается в 1957 году создание Сибирского отделения Академии наук СССР, где представлены все важнейшие направления современного ес тествознания. Позднее развертывается строительство научных учрежде ний Сибирского отделения ВАСХНИЛ и Сибирского филиала Академии медицинских наук СССР. И еще в одном направлении сделал в эти годы шаг наш город — в сторону значительного увеличения числа средних специальных и выс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2