Сибирские огни, 1975, №3
ной графу». Нам неизвестны источники, на которые в данном примере опирался автор, но они явно ошибочны и фальсифицируют подлинную историческую судьбу этого ше девра мировой хореографии. Наиболее интересно, на наш взгляд, В. Ромм пишет о Л. Крупениной-Авроре в «Спящей красавице». Здесь удачно сочета ются краткость авторского изложения с ем костью содержания, умелое применение ци тат Ф. Аштона и П. Гусева о достоинствах замечательного произведения П. Чайковско го и М. Петипа, зримо ощущается хорео графическая ткань адажио Авроры с че тырьмя кавалерами и показано творческое отношение Крупениной во время репети ционного процесса. В книге встречаются и другие, не менее интересные наблюдения и зарисовки автора. И все же монографии В. Ромма недостает колоритных обобщений, убедительных вы водов, ярко выраженного авторского отно шения к творчеству Л. Крупениной. Автор словно стесняется высказать свою точку зрения, выставляя прежде всего докумен тальность излагаемых фактов, не берет на себя смелость и ответственность за само стоятельность оценок. Хочется надеяться, что В. Ромм не оставит работу над взятой темой, и со временем, дополненная и обога щенная новыми наблюдениями, обобщения ми и выводами, она снова увидит свет и не только порадует любителей классической хореографии, но и впишет интересную стра ницу в самобытную историю новосибирского балета. АНАТОЛИЙ ФОМИН, кандидат искусствоведения. Н. П. Канаев. Из истории русско-якутских литературных связей советского периода (20— 40-е годы). Якутск, кн. изд., 1973. Советская литература, являясь одним из этажей многоярусного здания культуры, от разила общие закономерности ее развития. История становления и развития якутской литературы — конкретный и убедительный тому пример. Якутские писатели, осваивая художественное наследие народного творче ства, широко опирались на богатейший опыт русской классической и советской литерату ры. Стремление выявить диалектику этого двуединого процесса, показать его сущность имеет не только научно-теоретическое, но и большое политическое значение. Русско-якутские литературные и общест венно-политические связи глубоки и разно образны. Н. П. Канаев в своей книге не ста вит задачи их всестороннего освещения. Он ограничивается исследованием преимущест венно литературных связей. Первая глава освещает роль основоположника социали стического реализма А. М. Горького в ста новлении и развитии якутской литературы. Автор выделяет три основных направления: связь А. М. Горького с Якутией и ее лите ратурой, творческая учеба якутских писате лен у А. м. Горького и дальнейшее расши рение творческих связей якутской литерату ры с русской литературой. Во второй главе книги показано, что отра жение темы Якутии в русской советской ху дожественной литературе шло по двум ли ниям — массовой литературной самодея тельности и в творчестве писателей-профес- сионалов. Почин заложили поэты-сибиряки И. Уткин и Д. Алтаузен. Их обращение к якутской тематике автор расценивает как «традиционное уважение, которое питали с давних времен к угнетенным царизмом на циональностям прогрессивные деятели рус ской культуры и литературы». В дальней шем якутская тема прозвучала в творчестве В. Саянова, П. Стрижкова, 3. Рихтер, А. Коптяевой, Э. Багрицкого, А. Жарова, Л. Завадского и других. Третья глава посвящается творчеству П. Черных-Якутского, идейное формирова ние которого развивалось под непосредст венным влиянием ссыльных большевиков Ем. Ярославского, Г. И. Петровского и дру гих. Для П. Черных, пишет автор, победа Октября «была осуществлением вековых чаяний народа». В своих произведениях он вдохновенно призывал «к активной творче ской деятельности, к строительству новой жизни, к овладению культурой». Его творче ству «несвойственна национальная замкну тость», он внес заметный вклад в укрепле ние русско-якутских литературных связей. П. Черных-Якутский стоял в центре лите ратурной жизни Якутии того времени. До настоящего времени, однако, бытовала не дооценка его литературно-публицистической и переводческой деятельности. В коллектив ном очерке по истории якутской литературы о творчестве П. Черных говорится скорого воркой1. Одновременно возвеличивается на следство некоторых писателей, встретив ших враждебно победу Октябрьской рево люции. Читая, например, главу об А. Е. Ку ликовском, невольно приходишь к выводу, что ее автор Г. С. Сыромятников озабочен не столько научным анализом творчества писателя, сколько затушевыванием отрица тельных сторон его деятельности. Принци пиальный вопрос об отношении Куликов ского к Октябрьской революции оказался опущенным. Эта ошибка усугубляется тем, что кое-кто стремится полностью снять во прос о его антисоветской деятельности, уве ряя, вопреки фактам2, будто бы «самые рез кие критики» не могли привести соответ ствующих доказательств3. 1 О черк и сто р и и якутской, со ветской ли тер ату р ы . М., «Н аука», 1970, стр . 9 3—94. 2 См.: С. Б о р и с о в , А. С у р к о в , Л. К л и м о в и ч . З а п р ави л ьн о е о свещ е ние и сто р и и як у тск о й л и тер ату р ы . «П рав да», 10 д ек а б р я 1952 года; П остановлен ие бю ро Я кутского ОК КПСС «О б у рж у азн о н а ц и он ал и сти ческ и х и зв р ащ ен и я х в о свещ е нии и стории як у тск о й л и тер ату р ы » . «Со ц и ал и сти ч еск ая Я кути я». 19 ф ев р ал я 1952 г.; Н. К анаев, Г. Ефим ов, Г. Т ихонов. П ротив и звр ащ ен и й и сто р и и як у тск о й л и тер ату р ы . Я кутск, 1953. 3 Г. П. Б а ш а р и н . Ж и зн ь и д е я тел ь ность А. Е. К улаковского. — «К улаков- ский». Сб. докл. к 85-летию со дня рож де- ния А. Е. К улаковского, Я кутск. 1964 г . стр. 36.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2