Сибирские огни, 1975, №3
ным перегибом корпуса назад, широкий прыжок Китри («Дон Кихот») и строгая, торжественно-величественная поза класси ческого танца «экарте» из адажио Авроры и Дезире («Спящая красавица»). В них, по жалуй, ярче, чем в других фотографиях, от ражена индивидуальность Л. Крупениной как художника, которому особенно близка оптимистическая, ' жизнеутверждающая и бравурная стихия танца. Книга В. Ромма легко читается и доку ментально достоверно повествует о Л. Кру пениной. Автор опирается на обширный, тщательно проверенный фактический мате риал, что ясно прослеживается в ссылках на использованные литературные и музейные источники. Представляет интерес приложе ние — список ролей и танцев, исполненных Крупениной с 1947 по 1972 год. Репертуар Л. Крупениной обширен и раз нообразен — она прошла путь от отдельных вариаций и небольших ролей до балерин ских партий. Балерина была занята почти во всем репертуаре и во всех этапных ба летных спектаклях театра. В ее арсенале широко представлены разноплановые пар тии. В одних — лежит преимущественно высокоразвитый классический танец (напри мер, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Маша в «Щелкунчике», Аврора в «Спящей красавице»), в других — танец чередуется с пантомимой, которой многие балетмейсте ры уделяли значительное внимание, считая ее равноправным союзником танца. Здесь примерами могут служить образы Марии («Бахчисарайский фонтан»), Фадетты и Жизели из одноименных балетов, Тао-Хоа («Красный мак») и др. Не все исполнители с успехом выступают в пантомимно-танце вальных партиях. Есть немало артистов ба лета, для которых сфера классического тан ца ближе и естественнее приемов актерской игры. Оба ли эти направления в хореографии одинаково близки творческому складу бале рины, или ей несколько ближе и органичнее все же один из них? Вопрос сложный, но закономерный, исходя из анализа ролей, ис полненных Крупениной, и хотелось бы по лучить на него ответ. В. Ромм, вероятно, не ставил перед сабой такой задачи, потому что у него нет подобных выводов. Автор вос торженно относится ко всему творчеству балерины и примерно поровну разделяет свой восторг между танцевальными и пан томимно-танцевальными образами, создан ными Крупениной. У балерины имеется действительно нема ло удач в воплощении пантомимно-танце вальных образов. Одни из них более яркие и законченные, другие — менее, но нам представляется, что подлинных откровений Крупенина достигла именно в танце. В нем она всегда чувствует себя уютнее и естест веннее, через него, в первую очередь, утверж дает красоту хореографических образов. А в самой танцевальной стихии ей привольнее торжественная приподнятость и чистота классического танца, его бравурные, мажор ные интонации, виртуозность. Щедрость танцевальных красок, их оптимистический пафос всегда захватывают и увлекают Кру пенику больше, чем лирическая, иапевно- ге- кущая пластика минорного настроения. Од нако это вовсе не означает, что балерине недоступен мир лирико-драматических об разов, таких, как Одетта, Жизель и других. (Речь здесь идет о сценическом темперамен те Крупениной, ее природных данных и на клонностях) . Во всяком балетном спектакле автором хореографии я-вляется балетмейстер-поста новщик. Артист балета — его соавтор, сце нический интерпретатор образов, задуман ных и воплощенных хореографом в пласти ке. Исполнитель может в чем-то развить предложенный образ, по-своему высветить отдельные его грани, т. е. в лучшем случае, способствовать обогащению и раскрытию новых черт характера, но никому еще не удавалось изменить смысл роли в противо положную сторону: В связи с этим хочется возразить В. Ром му. «Чаще всего,— пишет он,— исполни тельницы партии Жизели изображают ее аристократкой, равной графу. Это смещает смысловые акценты сюжета. Трактовка об раза Лидией Крупениной нам кажется бо лее достоверной. У Крупениной Жизель — простая крестьянская девушка. Она безыс кусна, проста, скупа на жесты». Во всей сценической истории балета, на чиная с парижской премьеры 1841 г., Жи зель показывается крестьянской девушкой. Она — равная среди простолюдинов (это образно передано' в красочных крестьянских танцах), и существо конфлита составляет роковая любовь крестьянки Жизели к гра фу Альберту. Премьера «Жизели» в России состоялась сначала в Петербурге (1842), затем в Моск ве (1845). С этого времени Россия становит ся второй родиной «Жизели». Впитав про грессивные демократические традиции рус ского искусства, этот балет всполедствии снова вернулся на Запад, но уже в обнов ленном М. Петипа виде. Многие исполнители и другие деятели искусства, как в дорево люционное, так и в советское время, способ ствовали углублению основной идеи произ ведения — любовь Жизели и Альберта не состоятельна вследствие их социального различия. Уместно напомнить также, что в 1944 г. Л. Лавровский, восстанавливая «Жизель» в Большом театре Союза ССР, углубил содержание балета. Один из основных ак центов этой замечательной редакции — под черкивание социального неравенства глав ных героев. Редакция «Жизели» Л. Лавров ского стала канонической для всех балетных трупп нашей страны, а после 1956 г. — времени первых зарубежных гастролей Большого театра в Англии — ее переносят на свои подмостки все новые заграничные коллективы. Л. Крупенина, показывая Жизель простой крестьянской девушкой, бесспорно верна в своей трактовке образа. Хочется лишь отме тить, что В. Ромм необоснованно утвержда ет: «Чаще всего исполнительницы партии Жизели изображают ее аристократкой, рав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2