Сибирские огни, 1975, №3

Безупречно безм олвны , ж ертвенны ... И от мысли я не сбегу, что из ш ахт, к а к недавно ж енщ ину, надо бы вы вести и тайгу. Очевидны поэтические пристрастия Валерия Зубарева к таким ситуациям, в которых человек проверяет себя на стойкость, на выдержку, на заслуженное право честно смотреть людям в глаза. В стихотворении «Ну, кажется, везенье — звук мотора...» автор душевно, с доброй улыбкой размышляет о взаимоотношениях людей в нашей жизни, в нашем мире... В поэтической были «Хлеб» осмыслива т­ ся естественное служение человека щедро­ сти и доброте. Костик — «мальчик с ного­ ток, худосочный, словно из подполья вы­ бился картофельный росток»,— отламывает полкуска хлеба, и делится с девочкой, у которой «мать с отцом — беда так уж бе­ да — не вернулись с фронта». Это было в детстве, в бесхлебный послевоенный год, а сейчас — уж не легла ли «у сердца жад­ ность, как собака возле конуры»? Да ведь и испытание сытостью не легче испытания бесхлебьем, а наследник мира — еще не ведает покам ест, что отдаст п олблага своего, если негр, ар аб или вьетнам ец: «Костик, хлебца», — спросит у него. Симпатии поэта безраздельно, отданы лю дям труда, и поэтому он ими любуется, он им радуется. «Каменщик крутой раствор, как масло, намазывает вкусно на кирпич». Именно — вкусно,— без этого рабочий че­ ловек был бы безликим, утратил бы что-то важное из своего характера, существа. «А под землей талантливый забойщик, осилив гравитацию усталости, выходит на сверх­ плановый предел». Здесь преодоленная «гравитация усталости» опять-таки подчер­ кивает трудовой полет человека. Такова гражданская позиция поэта, ибо «жизнь да­ на, чтоб все мы в этом мире — от человека до простейшей клетки — вязали ткань из света и тепла». Нравственная сущность связи поэта с миром трудового, человека выражена в сти­ хотворении «В море впадают реки» — о руках «с голубыми ветками вен в каждой излуке». Словно впервые он видит, удивля­ ется и— совершает для себя, казалось бы, будничное, но все-таки открытие: В м оре впадаю т реки, в дело впадаю т руки. Что ни ладонь — то дельта, руки впадаю т в дело. И перед этим таинством все во м не зати хает. Когда Валерий Зубарев отходит от этого мира, от этого своего героя, поэтического чуда не происходит. А как сказал один хо­ роший поэт, «коль нету чуда ^— не стихи». И тут мы слышим чужой го­ лос, на который сбивается В. Зуба­ рев, и стихотворение «Пойду по селу», к примеру, теряет «царя в голове». В другом стихотворении мы читаем и видим, как за звонкой «гуляй-дорожкой» да «луной-го- рюнкой» Чумыш-река не становится «золо­ тою стрункой». Упреки?.. Конечно! Просто хотелось оы, чтобы первая встреча Валерия Зубарева с читателем была более радостной, ибо ему «дано: прикуривать от молний». И. КУЗНЕЦОВ В. Ромм. Народная артистка СССР Лидия Крупеника. Новосибирск, Зап-Сиб. кн. изд., 1973. В творческой лаборатории Новосибирско­ го балета имя народной артистки СССР Ли­ дии Ивановны К-рупениной занимает особое и почетное .место. Особое — потому, что вся ее сценическая биография неразрывно свя­ зана с Новосибирском,— здесь после окон­ чания Московского хореографического учи­ лища формировался ее талант, художниче­ ская индивидуальность, и театр предоставил широкую возможность раскрыться Л. Кру- пениной как самобытному художнику тан­ ца, всячески поддерживая и направляя ее жизнеутверждающий артистический темпе­ рамент. Почетное место балерины определи­ лось не сразу, не вдруг, а как многолетний итог самоотверженного груда, беспредель­ ной влюбленности в профессию, как ре­ зультат высоких художественных достиже­ ний. Творчество Крупенивой широко попу­ лярно не только в Сибири, но и далеко за ее пределами — во Франции, Японии, Егип­ те, Австралии, а также во мяопих социали­ стических странах. Выражением ее общест­ венного призвания стало присуждение бале­ рине высокого звания Народной артистки Советского Союза. Автор книги о Л. Крупенивой — солист- танцовщик театра В. Ромм — сделал попыт­ ку рассказать, хотя и кратко, о замечатель­ ном мастере классического танца. Участник и непосредственный свидетель творческой лаборатории Новосибирского балета, В. Ромм за много лет не только глубоко озна­ комился с профессиональными достижения­ ми балерины, но и досконально изучил ее художественные наклонности и стремления. Для монографии избран хронологический принцип в описании жизненного и творче­ ского пути Л. Крупениной, и такой подход вполне закономерен. При небольшом объеме брошюры вряд ли возможна другая, более удачная форма изложения, чтобы при этом не потерялись стройность и логика повест­ вования и уместилась объемистая ..докумен­ тальность фактов. Кроме краткого^ вступле­ ния, в книге имеется пять своеобразных глав, где этап за этапом прослеживается становление творческой индивидуальности балерины. Каждая из глав открывается гравюрой художника Е. Зайцева. В них, словно в эпиграфах, зримо отражено основное содер­ жание разделов книги. Удачно подобран и расположен обширный иллюстративный ма­ териал. Особенно выразительны фотогра­ фии, передающие динамику и красоту тан­ ца. В первую очередь это относится к сним­ кам. где зафиксированы энергичный, с силь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2