Сибирские огни, 1975, №3
Кутонов («Жатва в Ленинском совхозе») — предстает перед нами в жаркую страдную пору. Есть ли у человека время думать о депутатских обязанностях, когда разламы вается голова от повседневных хозяйствен ных забот? Оказывается, не только есть. Выполнение депутатских обязанностей Ку тонов удивительно умело объединяет со своими сегодняшними заботами — создает депутатские посты на токах, в поле; орга низует бригаду из сельских пенсионеров; привлекает к уборке урожая школьников. В результате — завершение уборки хлеба в совхозе становится общей победой совхоза и сельского Совета. Вот другой человек —Анна Акимовна Ананьева, доярка, член районного комитета партии, депутат сельского Совета. Умыш ленно перечисляя все «титулы» героини очерка «У всех на виду», хочу подчеркнуть, что и в своей непосредственной работе, и в общественном деле эта скромная женщина стала примером и для сельчан, и для чита телей очерка. Так надо жить и работать. ' Человек и его дело. В этом, и только в этом, раскрываются характеры героев Ста нислава Опарина. Председатель исполкома Серебрянского сельского Совета Андрей Андреевич Агафонов («Всегда в пути»), лесник Михаил Лукьянович Гончарук («Че ловек в лесу»), Татьяна Трофимовна Ма- цукова («Приемный день») и другие герои очерков С. Опарина ркивут государствен ными интересами. Для них интересы двух сот пятидесяти миллионов не противоречат заботам и нуждам каждого отдельного жи теля села и деревни. Строительство Усть- Илимской ГЭС, запуск очередного спутни ка, государственные визиты руководителей партии совмещаются в их сознании с тем, что нужяо каждой сельской семье и всей внутрисельской жизни. Они мыслят мас штабами государства — и это для них естественно. В этом, по-видимому, отража ется одна из самых характерных черт на шего времени, нашего народа. Далек от мысли, что книга очерков С. Опарина может служить этаким учебным пособием для депутатов сельских Советов, но уверен, что каждый из них, прочитав эту книгу, извлечет много полезного для себя и своей общественной работы. Ведь каждый очерк не только информирует о фактах жизни, но и помогает читателю ра зобраться в социальном смысле этих фак тов, учит правильно понимать и оценивать явления жизни. Видимо, в этом сказывает ся и причастность автора к излагаемым фактам, а свежее впечатление и докумен тальный характер, обаяние факта порой искупают несовершенство того или иного очерка. И все же — еще один упрек автору и его редактору. В каждом очерке С. Опарин как бы говорит читателю: посмотрите, какие это хорошие, симпатичные люди, и как мно го полезного они сделали! Но порой, кроме этой слащавой умиленности, очеркам недо стает действия, движения. Думается, редак тор мог бы оказать автору большую помощь 8 работе над языком, избежать информацион но-газетных фраз. Когда многие литераторы с благодарностью вспоминают газету, име ется в виду то лучшее, что привнес опыт газетчика в их работу. С. Опарин же иногда пользуется в очерках уцененными стерео типами, которые и в газете-то стали «кри миналом». Дабы не быть голословным, не сколько характерных примеров: «Непривыч но рано пришла жатва на поля Новосибир ской области», «... сегодня главное — во время провести уборку хлебав», «...умеет он понять человека, вдохновить его» и т. д. Верные по сути, эти и другие фразы ниче го не добавят к речевой характеристике ни автора, ни его героев, И все-таки недостатки воспринимаются как издержки производства в большой и нужной работе. Книга интересна для широ кого круга читателей, она задевает серьез ные и волнующие темы. К. ИВАНОВ Валерий Зубарев. Магнитное поле. Стихи. Кемерово, кн. изд., 1974. Еще в первом (1970) сборнике стихов Ва лерия Зубарева «Говорил со мною ветер» читателя привлекало прежде всего отраже ние активного участия лирического героя в жизни и, в частности, постоянное ощущение поэзии работы, у которой «лицо рябое от пота и земли». Где бы ни был лирический герой,— а от него трудно отделить и само го автора,— нигде не покидает его теплое чувство сопричастности к труду. На копке картофеля люди не щадят «очкастых авто мобилей» и нагружают на них «круглые, как поросята, пятипудовые мешки». В суб ботнюю уборку казармы работа радует «клетки упругих мышц». Даже солдатский поход — это работа, от которой спина ста новится солоноватой, но это и подвиг, поэ тому пропыленные скатки кажутся лавро выми венками. Когда же речь заходит о прошлом, о защите Отчизны от врага, герой видит и понимает «ярость, с какой топором его хряпал русич. Запоясан едва-едва, за дыхался от возмущенья...» Во втором сборнике Валерия Зубарева в самых симпатичных стихах тот же вдумчи вый взгляд на мир труда, и взгляд не со стороны,— в этой нерасторжимой причаст ности к труду и сам поэтический герой «как будто к магниту пристал», и сам «стано вился магнитом...». Поэт живет на земле Кузнецкой, и, есте ственно, в его стихи входит то, что состав ляет сущность, жизненную и житейскую основу рабочего края. Не только радости, но и тревоги автора связаны с человеком труда. В одном из стихотворений — «Тайга» — Валерий Зу барев с болью говорит о деревьях, идущих на стойки в шахтах: О бливается серд це кровью : без см олисты х стоят рубах, вм есто неба — душ н ая кровля н а коробящ и хся горбах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2