Сибирские огни, 1975, №3

Все эти очерки, как и лирический рас­ сказ И. Лаврова «Сентиментальный день директора», и сентиментальный рассказ А. Черноусова «Дина», о начальнике участ­ ка, одинокой женщине, конечно, относятся к индустриальной теме. Сборник действи­ тельно" дает ощущение вдохновенной твор­ ческой атмосферы в промышленности Но­ восибирска, биения новаторской мысли, упорства в решении проблем. И все же в названных произведениях ра­ бочие присутствуют, главным образом, в массе, как сила, воплощающая в жизнь идеи конструкторов, размах директоров, оргпланы инженеров. Индивидуальные ра­ бочие лида тут мало различимы. Только два очерка посвящены непосред­ ственно рабочим. В. Зеленский в очерке «Задачи на из­ влечение» рассказывает об Н. С. Аксенове, старшем плавильщике оловокомбината. Автору удалось нарисовать очень цельный характер и объяснить его. Н. Аксенов во время войны ушел из 10 класса доброволь­ цем в армию, он офицер запаса, бывший политработник. Кажется, мог бы теперь за­ нимать руководящие посты. Но, во-первых, как пишет В. Зеленский, «этот не юный уже человек всю свою сознательную жизнь, в сущности, решает одну главную задачу. Задачу на извлече­ ние. Он извлекал себя, свое воспитанное с детства понятие о долге и месте в строю из нагромождения противоречивых жизненных обстоятельств и всяческих соблазнов, он пронес свое внутреннее достоинство через все испытания, выпавшие на долю поколе­ ния. Поступись он хоть раз сокровенными своими принципами, дай себе поблажку в виде легкой и спокойной работенки — и на­ рушилась бы цельность характера». Во-вторых, дело в том, что, будучи рабо­ чим, Н. С. Аксенов реализовал все свои воз­ можности, он ни в чем не ограничил себя. У него «седьмой разряд — выше не быва­ ет», звание «Почетный металлург», зна­ чок «Отличник соцсоревнования цветной ме­ таллургии СССР». Последняя запись в гра­ фе «Поощрения» под номером 36. Он был секретарем партбюро цеха, сейчас предсе­ датель цехового комитета профсоюза. Пре­ красный агитатор, один из лучших на заводе ораторов. В портрете Н. С. Аксенова очеркист су­ мел раскрыть типические черты передового рабочего нашего времени. Д. Золотов посвятил свой очерк «Все счастье земли» рабочему «Тяжстанкогидро- пресса» В. Н. Шахринову. В. Н. Шахринов — талантливый рациона­ лизатор, изобретатель, у «его все время ра­ ботает творческая мысль. Он предложил но­ вый принцип для облегчения веса, при од­ новременном увеличении рабочего усилия, одной из гигантских машин, производимых заводом. Мысль была настолько неслыхан­ ной в мировой практике, что сначала ее приняли с шутками. Шахринов не смог обосновать свой принцип математическими расчетами, но ему на помощь пришел глав­ ный конструктор. А вскоре директор завода бросил девиз: «Новый пресс — знамя всего завода». Д. Золотов пишет: «Рабочий открыл принцип, дал «точку опоры», «рычаг» для поворота. Все остальное сделали инженеры. Кто —• «главный»? У них этого вопроса не возникало. Они не делили славу по крупи­ цам. Их устроило общее имя — «коллек­ тив». В «Авторском свидетельстве» на изобре­ тение первой стоит фамилия рабочего Шах- ри-нова, а следом еще десять фамилий кон­ структоров и инженеров. В. Шахринов ра­ ботает сейчас в Академгородке... Нет, не ученым,— рабочим. Именно через таких ра­ бочих нового типа замыкаются те комплекс­ ные связи, о которых пишет 3. Ибрагимова. Подошел к одному важному аспекту «Рабочей темы» Ю. Магалиф в рассказе «Цветы для каждого дня» — к теме настав­ ничества. Но это пока лишь робкий подход. Старый мастер Егор Никитич изображен не в своей деятельности наставника, а в сопри­ косновении уже, так сказать, с ее отдален­ ными результатами: неожиданно ему орга­ низуют на вокзале торжественную встречу его бывшие ученики, теперь орденоносцы, знатные рабочие люди. Стихи, включенные в сборник, написаны в разные годы разными поэтами. Например, стихотворению Н. Перевалова «Бетонщицы», »аверное, уже лет пятнадцать, стихотворе­ нию Л. Решетникова «Письмо буровому ма­ стеру Д. А. Ильину» — лет пять. Это, кста­ ти, тоже свидетельствует о том, что на­ копления в рабочей теме идут у новосибир­ цев медленно и в поэзии. Нередки в стихах расхожие мотивы, об­ щие слова: Зд есь что скую т — считай , навечно. Здебь Не сл о ва в чести , а труд. Не зр я ж три года наш кузн еч н ы й К ом м унистическим зовут. Наиболее заметно стихотворение Н. Пере­ валова «Стальная кинолента». Поэт нашел очень емкий поэтический образ, несущий большую идейную нагрузку: «В рулоны свер­ нутая сталь, ты впрямь, как кинолента», «У берегов чужих морей тебя раскрутят скоро». Войди д етал ью прочной в ж и зн ь. З ак ал к и не утр ати в, Серпом и м олотом ск р ести сь В судьбе д ал ек и х братьев. Всю сл аву добрую Р уси До всех окр аи н света Отсю да честн о пронеси, С тал ьн ая ки н олен та. Это стихи о всемирной миссии советского рабочего класса, о том, как он своим тру­ дом поднимает авторитет пашей страны во всем мире. И еще хочется сказать о стихах А. Теп- лова. Мы подчас говорим о невыразитель­ ности нашей наглядной агитации, какую можно увидеть в цехах и на заводских дворах. Стихи А. Теплова не все равноцен­ ны, есть среди них просто невнятные и не­ брежные, например: «Делать резцами зав­ тра страны»... Вероятно, все-таки подготовка будущего требует менее режущих инстру

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2