Сибирские огни, 1975, №3
Все эти очерки, как и лирический рас сказ И. Лаврова «Сентиментальный день директора», и сентиментальный рассказ А. Черноусова «Дина», о начальнике участ ка, одинокой женщине, конечно, относятся к индустриальной теме. Сборник действи тельно" дает ощущение вдохновенной твор ческой атмосферы в промышленности Но восибирска, биения новаторской мысли, упорства в решении проблем. И все же в названных произведениях ра бочие присутствуют, главным образом, в массе, как сила, воплощающая в жизнь идеи конструкторов, размах директоров, оргпланы инженеров. Индивидуальные ра бочие лида тут мало различимы. Только два очерка посвящены непосред ственно рабочим. В. Зеленский в очерке «Задачи на из влечение» рассказывает об Н. С. Аксенове, старшем плавильщике оловокомбината. Автору удалось нарисовать очень цельный характер и объяснить его. Н. Аксенов во время войны ушел из 10 класса доброволь цем в армию, он офицер запаса, бывший политработник. Кажется, мог бы теперь за нимать руководящие посты. Но, во-первых, как пишет В. Зеленский, «этот не юный уже человек всю свою сознательную жизнь, в сущности, решает одну главную задачу. Задачу на извлече ние. Он извлекал себя, свое воспитанное с детства понятие о долге и месте в строю из нагромождения противоречивых жизненных обстоятельств и всяческих соблазнов, он пронес свое внутреннее достоинство через все испытания, выпавшие на долю поколе ния. Поступись он хоть раз сокровенными своими принципами, дай себе поблажку в виде легкой и спокойной работенки — и на рушилась бы цельность характера». Во-вторых, дело в том, что, будучи рабо чим, Н. С. Аксенов реализовал все свои воз можности, он ни в чем не ограничил себя. У него «седьмой разряд — выше не быва ет», звание «Почетный металлург», зна чок «Отличник соцсоревнования цветной ме таллургии СССР». Последняя запись в гра фе «Поощрения» под номером 36. Он был секретарем партбюро цеха, сейчас предсе датель цехового комитета профсоюза. Пре красный агитатор, один из лучших на заводе ораторов. В портрете Н. С. Аксенова очеркист су мел раскрыть типические черты передового рабочего нашего времени. Д. Золотов посвятил свой очерк «Все счастье земли» рабочему «Тяжстанкогидро- пресса» В. Н. Шахринову. В. Н. Шахринов — талантливый рациона лизатор, изобретатель, у «его все время ра ботает творческая мысль. Он предложил но вый принцип для облегчения веса, при од новременном увеличении рабочего усилия, одной из гигантских машин, производимых заводом. Мысль была настолько неслыхан ной в мировой практике, что сначала ее приняли с шутками. Шахринов не смог обосновать свой принцип математическими расчетами, но ему на помощь пришел глав ный конструктор. А вскоре директор завода бросил девиз: «Новый пресс — знамя всего завода». Д. Золотов пишет: «Рабочий открыл принцип, дал «точку опоры», «рычаг» для поворота. Все остальное сделали инженеры. Кто —• «главный»? У них этого вопроса не возникало. Они не делили славу по крупи цам. Их устроило общее имя — «коллек тив». В «Авторском свидетельстве» на изобре тение первой стоит фамилия рабочего Шах- ри-нова, а следом еще десять фамилий кон структоров и инженеров. В. Шахринов ра ботает сейчас в Академгородке... Нет, не ученым,— рабочим. Именно через таких ра бочих нового типа замыкаются те комплекс ные связи, о которых пишет 3. Ибрагимова. Подошел к одному важному аспекту «Рабочей темы» Ю. Магалиф в рассказе «Цветы для каждого дня» — к теме настав ничества. Но это пока лишь робкий подход. Старый мастер Егор Никитич изображен не в своей деятельности наставника, а в сопри косновении уже, так сказать, с ее отдален ными результатами: неожиданно ему орга низуют на вокзале торжественную встречу его бывшие ученики, теперь орденоносцы, знатные рабочие люди. Стихи, включенные в сборник, написаны в разные годы разными поэтами. Например, стихотворению Н. Перевалова «Бетонщицы», »аверное, уже лет пятнадцать, стихотворе нию Л. Решетникова «Письмо буровому ма стеру Д. А. Ильину» — лет пять. Это, кста ти, тоже свидетельствует о том, что на копления в рабочей теме идут у новосибир цев медленно и в поэзии. Нередки в стихах расхожие мотивы, об щие слова: Зд есь что скую т — считай , навечно. Здебь Не сл о ва в чести , а труд. Не зр я ж три года наш кузн еч н ы й К ом м унистическим зовут. Наиболее заметно стихотворение Н. Пере валова «Стальная кинолента». Поэт нашел очень емкий поэтический образ, несущий большую идейную нагрузку: «В рулоны свер нутая сталь, ты впрямь, как кинолента», «У берегов чужих морей тебя раскрутят скоро». Войди д етал ью прочной в ж и зн ь. З ак ал к и не утр ати в, Серпом и м олотом ск р ести сь В судьбе д ал ек и х братьев. Всю сл аву добрую Р уси До всех окр аи н света Отсю да честн о пронеси, С тал ьн ая ки н олен та. Это стихи о всемирной миссии советского рабочего класса, о том, как он своим тру дом поднимает авторитет пашей страны во всем мире. И еще хочется сказать о стихах А. Теп- лова. Мы подчас говорим о невыразитель ности нашей наглядной агитации, какую можно увидеть в цехах и на заводских дворах. Стихи А. Теплова не все равноцен ны, есть среди них просто невнятные и не брежные, например: «Делать резцами зав тра страны»... Вероятно, все-таки подготовка будущего требует менее режущих инстру
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2