Сибирские огни, 1975, №3
ты он напоминал лесного великана-глухаря, когда тот во время своей весенней песни на току не слышит ничего окружающего. Его живопись словом всегда восхищала меня, в особенности в главах о природе, которую он знал и чувствовал отменно, рисовал впечатляющими мазками. В июле 1970 года «Поэма» вышла с репродукцией портрета, написанного Б. Щер баковым, талант которого писатель высоко ценил за поэтическое отображение ^россий ской природы, за пейзажи села Михайловского, Спасского-Лутовинова и Ясной Поля ны. Писатель, положив крепкую руку на листы бумаги, только что покрытые крупными строчками размашистого почерка, о чем-то глубоко задумался, похоже, о том, что ему еще предстоит написать в ближайшие дни и недели. Книга, явившаяся вершиной его мастерства, была единодушно встречена востор женными отзывами критиков и читателей. Одним из первых сказал о ней доброе слово в еженедельнике «Литературная Россия» большой знаток природы и литературы о при- родолюбах Ник. Смирнов: «Поэма о лесах», написанная с подкупающей внутренней и внешней стройностью, относится к лучшим достижениям пермитинского таланта, свежего, прозрачного, как Иртыш в летний день, и могучего, как вековая таежная сосна, уходящая корнями в глубину родимой прародительской земли». В «Правде» отозвался талантливый, тогда еще молодой романист Петр Проскурин: «Народный язык — бесценный клад. Его богатство мы еще раз осознаем, читая эпопею Пермитина. Умная книга учит нас видеть прекрасное на родной земле, рядом с собой, в нас самих, учит бороться за это, жизнью дарованное нам, счастье». Заслуженная слава Ефима Пермитина была в зените. Одержимость беспредель ной любовью к жизни и кипучая энергия по-прежнему переполняли его. Но годы ска зывались. Поездки на охоту уже становились трудными. Его страстью, помимо литера туры, теперь оставалась рыбалка и работа в саду, для которого он раздобывал все новые и новые саженцы. По его просьбе я отправил письмо на Алтайскую.опытную станцию садоводства, где под руководством крупнейшего' мичуринца Михаила Афанасьевича Лисавенко из вестным оригииатором Надеждой Ивановной Кравцовой были созданы ценнейшие сорта черной смородины. Она тотчас же отозвалась готовностью выполнить просьбу о са женцах. Тут же пришло письмо и от Ефима Николаевича: «Спасибо за твое участие в деле саженцев черной смородины для моего садика Над. Ив. Кравцова написала мне, что осенью выполнит мою и твою за меня просьбу». Он радовался будущим новым посадкам в своем саду. Но этой мечте уже не суждено было осуществиться. Во второй половине августа пришло тревож ное письмо: «Довольно тяжело болел желудок — около трех недель лежал в постели. В оной же с трудом держал корректуру «Поэмы о лесах» по «Роман-газете». Обиднее всего, что и сейчас все еще ощущаю слабость, потерю работоспособности, без' чего мне жизнь не в жизнь. По этой причине, как ни горестно, пришлось отказаться от просьбы «Лит. России» написать о Саше Смердове (к его юбилею). Боюсь, что надолго может затянуться эта моя мерзость. Очень прошу, объясни это Саше, которого я очень люблю. Порадовался сегодня, прочитав в «Правде» статью Хмары о тебе. Поздравляю от души! Как грустно, что мы разучились радоваться успехам других в нашей довольно бед ной подлинными удачами литературе. Поклон Кондратию Урманову. Как хорошо, что он так счастливо выбрался из больницы». Поклонами и приветами Урманову заканчивалось каждое письмо. Большую любовь к этому писателю, увлеченному охотнику, редкостному природолюбу и милейшему че ловеку Пермитин сохранил до конца своих дней. И было у Ефима Николаевича еще одно огорчение. В то лето Западно-Сибирское книжное издательство готовило к печати книгу критика М. Р. Шкерина «Тайны твор чества», посвященную нашему общему другу, но рукопись продвигалась медленно, и Ефим Николаевич чуть ли не в каждом письме спрашивал: «Что с рукописью Михаила
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2