Сибирские огни, 1975, №3

„УЛЧУ ПРИЕХАТЬ В ЧИТУ» и Третьякову было естественным: знакомы они были давно. В редакционной заметке седьмого номера журнала «Творчество» рас­ сказывается: «В январе с. г. от вернувшего­ ся из Москвы П. М. Никифорова, члена правительства ДВР, мы узнали, что редак­ тируемое нами дальневосточное «Творчест­ во» (приморские №№ 1—6 )1 попало (впер­ вые же) в Москву, где было вручено в чис­ ле других В. В. Маяковскому... явившись, между прочим, и предметом специального публичного выступления В. В. Маяковско­ го Желание В. В. Маяковского связаться с нами тогда же на расстоянии, а через нас и со старыми соратниками по искусству Д. Д. Бурлюком, Н. Н. Асеевым и другими, не могло осуществиться вследствие спешно­ сти отъезда П. М. Никифорова, и только в начале апреля с. г. через приехавшего в Чи­ ту товарища... мы получили от поэта пись­ мо, покрытое приписками его друзей, а так­ же’ и отдельные их письма, и рукопись по­ следней, еще не отпечатанной в Москве поэ­ мы Маяковского — для напечатания...». Письма и поэму «150 000 000» привез из Москвы в Читу курсант Л. Борисов, учив­ шийся тогда в столице. В московском пред­ ставительстве ДВР он встретился с секре­ тарем Маяковского, который, узнав, что Л. Борисов — читинец, пригласил его «на чашку чая» к поэту. Встреча состоялась на М. Лубянке в РОСТА. Вот как рассказыва­ ет о ней Л. Борисов: «В комнате было довольно людно; были мужчины и женщины. Я обратился к перво­ му же товарищу, с засученными до локтей рукавами, поднявшемуся с пола. На мой вопрос, могу ли я видеть Маяковского, он громко и протяжно крикнул: «Маяковский! Тебя!» Все оглянулись, из группы несколь­ ких человек раздался сильный бас: «Я-а-а!» Обойдя несколько сидевших на полу то­ варищей и кучу флаконов с красками, я предстал перед высоким и стройным чело­ веком с большим открытым лицом. Это был Маяковский. Одетый в черное пальто и черную круг­ лую шапочку, он произвел впечатление сильного и здорового физически человека. Чувствовалась кагая-то особая мощь, мощь спартанца. Он что-то рисовал, окруженный несколькими товарищами, мой приход ото­ рвал его от работы. Наш разговор продол­ жался около получаса, из них больше поло­ вины Маяковский расспрашивал меня о си­ бирском житье-бытье... Набросав письмо и передав мне некоторые материалы, Маяков­ ский дружески попрощался со мной...» В «Творчестве» несколько раз вслед за воспоминаниями Л. Борисова публикова­ лись объявления: «Произведение, в котором бьется окровавленное сердце эпохи; произведение, которое одной из самых волнующих страниц войдет в историю «словесности русской»,— будет напечатано впервые в захолустной Чите! Очень большая честь для Читы». 1 Первые ном ера ал ьм ан ах а выш ли во Владивостоке, а после о ккуп ац и и В ладиво­ стока издавали сь в Чите. «Печатается поэма «150 000 000». Выйдет в начале июня». Конечно, поэма в Чите была напечатана не впервые. Еще в апреле Госиздат выпус­ тил ее, правда, незначительным даже по тем временам тиражом — 5000 экземпля­ ров. В «Творчестве» же увидели свет от­ рывки из этого произведения. В Чите была опубликована одна из пер­ вых рецензий на поэму. В газете «Дальне­ восточный телеграф» № 10 за 13 августа 1921 года Н. Чужак выступил со статьей «Иванное», отталкиваясь в названии от пер­ вых вариантов наименования| поэмы «Бы­ лина об Иване», «Иван. Былина». Рецен­ зент писал: «Вот такая же народность, та­ кая же глубокая художественная почвен­ ность отмечает, с нашей точки зрения, и безымянную поэму «150 000 000». Уже тогда, в 1921 году, назван Маяковский величай­ шим поэтом эпохи. Из наиболее крупных перепечаток Мая­ ковского следует назвать «Облако в шта­ нах» («Творчество», №№ 1, 2, 3 за 1920 г.), «Войну и мир» (Творчество», № 5). В июне 1921 года «Творчество» публику­ ет рецензию Н. Чужака на пьесу «Мистерия- Буфф», где говорилось: «Мистерия-Буфф» — это первая попытка Владимира Маяковского эпически изобрази­ тельно, со стороны, подойти к тому огром­ ному и сложному комплексу, который внес­ ла в наше творимое бытие революция». Ре­ цензия подкреплялась обильными отрывка­ ми из пьесы. Тут надо привести цитату из другого письма В. В. Маяковского. Оно адресовано Л. Ю. Брик в Ригу и датировано 2 ноября 1921 года: «Приехал из Владивостока скульптор Жуков, привез сборник статей Чужака (большинство старые) и газету «Дальневосточный телеграф», в которой большая статья Чужака о Сосновском. При­ слал Чужак гонорар, мне за посланные ма­ териалы. Сегодня Жуков у нас обедает». Уроженец Нерчинского завода, извест­ ный советский скульптор Н. Жуков (1875—1948) жил в Чите в одном доме с Асеевыми и Третьяковыми. Маяковский до­ пустил описку, говоря про Владивосток вме­ сто Читы, откуда и приехал Жуков. 8 сентября 1921 года Лев Сосновский на­ печатал грубый и развязный по тону фель­ етон «Довольно Маяковщины». В нем шла речь про решение дисциплинарного товари­ щеского суда по делу о неуплате Маяков­ скому гонорара Госиздатом за «Мистерию- Буфф». Еще в марте Главполитпросвет рекомен­ довал издать вторую редакцию пьесы от­ дельной книгой. 2 апреля, будто бы из-за «отсутствия бумаги», Госиздат отклонил рукопись. В середине мая, когда пьеса уже успешно шла в театре, Маяковский вторич­ но предложил ее издать. На сей раз ответа не последовало. 15 июня 1921 года в качестве приложения к 91 и 92 номерам журнала «Вестник теат­ ра» вышла наделавшая шуму вторая редак­ ция «Мистерии-Буфф». Появление ее вы­ звало конфликт между Маяковским и Гос­ издатом, отказавшимся платить поэту го

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2