Сибирские огни, 1975, №3
„УЛЧУ ПРИЕХАТЬ В ЧИТУ» и Третьякову было естественным: знакомы они были давно. В редакционной заметке седьмого номера журнала «Творчество» рас сказывается: «В январе с. г. от вернувшего ся из Москвы П. М. Никифорова, члена правительства ДВР, мы узнали, что редак тируемое нами дальневосточное «Творчест во» (приморские №№ 1—6 )1 попало (впер вые же) в Москву, где было вручено в чис ле других В. В. Маяковскому... явившись, между прочим, и предметом специального публичного выступления В. В. Маяковско го Желание В. В. Маяковского связаться с нами тогда же на расстоянии, а через нас и со старыми соратниками по искусству Д. Д. Бурлюком, Н. Н. Асеевым и другими, не могло осуществиться вследствие спешно сти отъезда П. М. Никифорова, и только в начале апреля с. г. через приехавшего в Чи ту товарища... мы получили от поэта пись мо, покрытое приписками его друзей, а так же’ и отдельные их письма, и рукопись по следней, еще не отпечатанной в Москве поэ мы Маяковского — для напечатания...». Письма и поэму «150 000 000» привез из Москвы в Читу курсант Л. Борисов, учив шийся тогда в столице. В московском пред ставительстве ДВР он встретился с секре тарем Маяковского, который, узнав, что Л. Борисов — читинец, пригласил его «на чашку чая» к поэту. Встреча состоялась на М. Лубянке в РОСТА. Вот как рассказыва ет о ней Л. Борисов: «В комнате было довольно людно; были мужчины и женщины. Я обратился к перво му же товарищу, с засученными до локтей рукавами, поднявшемуся с пола. На мой вопрос, могу ли я видеть Маяковского, он громко и протяжно крикнул: «Маяковский! Тебя!» Все оглянулись, из группы несколь ких человек раздался сильный бас: «Я-а-а!» Обойдя несколько сидевших на полу то варищей и кучу флаконов с красками, я предстал перед высоким и стройным чело веком с большим открытым лицом. Это был Маяковский. Одетый в черное пальто и черную круг лую шапочку, он произвел впечатление сильного и здорового физически человека. Чувствовалась кагая-то особая мощь, мощь спартанца. Он что-то рисовал, окруженный несколькими товарищами, мой приход ото рвал его от работы. Наш разговор продол жался около получаса, из них больше поло вины Маяковский расспрашивал меня о си бирском житье-бытье... Набросав письмо и передав мне некоторые материалы, Маяков ский дружески попрощался со мной...» В «Творчестве» несколько раз вслед за воспоминаниями Л. Борисова публикова лись объявления: «Произведение, в котором бьется окровавленное сердце эпохи; произведение, которое одной из самых волнующих страниц войдет в историю «словесности русской»,— будет напечатано впервые в захолустной Чите! Очень большая честь для Читы». 1 Первые ном ера ал ьм ан ах а выш ли во Владивостоке, а после о ккуп ац и и В ладиво стока издавали сь в Чите. «Печатается поэма «150 000 000». Выйдет в начале июня». Конечно, поэма в Чите была напечатана не впервые. Еще в апреле Госиздат выпус тил ее, правда, незначительным даже по тем временам тиражом — 5000 экземпля ров. В «Творчестве» же увидели свет от рывки из этого произведения. В Чите была опубликована одна из пер вых рецензий на поэму. В газете «Дальне восточный телеграф» № 10 за 13 августа 1921 года Н. Чужак выступил со статьей «Иванное», отталкиваясь в названии от пер вых вариантов наименования| поэмы «Бы лина об Иване», «Иван. Былина». Рецен зент писал: «Вот такая же народность, та кая же глубокая художественная почвен ность отмечает, с нашей точки зрения, и безымянную поэму «150 000 000». Уже тогда, в 1921 году, назван Маяковский величай шим поэтом эпохи. Из наиболее крупных перепечаток Мая ковского следует назвать «Облако в шта нах» («Творчество», №№ 1, 2, 3 за 1920 г.), «Войну и мир» (Творчество», № 5). В июне 1921 года «Творчество» публику ет рецензию Н. Чужака на пьесу «Мистерия- Буфф», где говорилось: «Мистерия-Буфф» — это первая попытка Владимира Маяковского эпически изобрази тельно, со стороны, подойти к тому огром ному и сложному комплексу, который внес ла в наше творимое бытие революция». Ре цензия подкреплялась обильными отрывка ми из пьесы. Тут надо привести цитату из другого письма В. В. Маяковского. Оно адресовано Л. Ю. Брик в Ригу и датировано 2 ноября 1921 года: «Приехал из Владивостока скульптор Жуков, привез сборник статей Чужака (большинство старые) и газету «Дальневосточный телеграф», в которой большая статья Чужака о Сосновском. При слал Чужак гонорар, мне за посланные ма териалы. Сегодня Жуков у нас обедает». Уроженец Нерчинского завода, извест ный советский скульптор Н. Жуков (1875—1948) жил в Чите в одном доме с Асеевыми и Третьяковыми. Маяковский до пустил описку, говоря про Владивосток вме сто Читы, откуда и приехал Жуков. 8 сентября 1921 года Лев Сосновский на печатал грубый и развязный по тону фель етон «Довольно Маяковщины». В нем шла речь про решение дисциплинарного товари щеского суда по делу о неуплате Маяков скому гонорара Госиздатом за «Мистерию- Буфф». Еще в марте Главполитпросвет рекомен довал издать вторую редакцию пьесы от дельной книгой. 2 апреля, будто бы из-за «отсутствия бумаги», Госиздат отклонил рукопись. В середине мая, когда пьеса уже успешно шла в театре, Маяковский вторич но предложил ее издать. На сей раз ответа не последовало. 15 июня 1921 года в качестве приложения к 91 и 92 номерам журнала «Вестник теат ра» вышла наделавшая шуму вторая редак ция «Мистерии-Буфф». Появление ее вы звало конфликт между Маяковским и Гос издатом, отказавшимся платить поэту го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2