Сибирские огни, 1975, №3
волос. Питомцы Прохоренко в своем исполнительском азарте могут разрушить дом, ради выполнения плана по металлолому, и украсть семейные реликвии, чтобы выиграть соревнование по сдаче бумажного утиля. И самое удивительное — ученый карьерист Прохоренко словно не чувствует, что всем этим неотвратимо приближается крушение его карьеры. Очевидная искусственность подобных кол лизий приводит к тому, что благородные мысли «Абсолютного слуха» вряд ли ока жутся действенны. И все-таки в публика ции повести С. Ласкина есть закономер ность, ибо она продиктована важной обще ственной потребностью. Видимо, исходя из этого, и С. Ласкину и А. Драбкиной простили очевидные художе ственные просчеты. Однако сделали это на прасно. Поверхностная беллетризация толь ко компрометирует серьезную тему. В самом деле, воспитание личности силой обществен ного воздействия — тема, приобретающая самый широкий международный резонанс. Когда-то герой «Соти» Увадьев значение своей деятельности увидел прежде всего в том, что он и его единомышленники в п е р вые трудятся «на фабрике новых людей». И в этом была огромная социально-истори ческая правота. Современные буржуазные мыслители обычно отрицают возможность формирования человека. Они зачастую сво дят понятие индивидуального только к ин дивидуалистическому и даже эгоистическо му, а понятие коллективного — только к стадному. На этом основании и рождаете» миф о неизбежной враждебности индивн- дуума и общества. Социализм выстраивай отношения между личностью и общество» на принципиально иной основе — как гармо. нические, сцементированные осознание» единой цели. Поэтому советская литератур! и пронизана поэзией духовного сближенш людей. И в то время, когда на Западе ис ступленно кричат об одиночестве, как якоб» извечном жребии Человека, такая поэзия ( борьбе за социальный прогресс особенно не обходима. Наша литература всем свои» опытом убедительно свидетельствует, чя нравственное формирование человека не- отъемлемо от гуманистической убежденна сти, от нетерпимого отношения ко всякоп рода индивидуализму, корыстолюбию, соб ственнической агрессии, от веры в силу > величие социальных связей, от понимали своего долга перед людьми как основы coi ственного счастья. Таковы традиции советской литератур» Произведения последнего времени, расой зывая о воспитании человека, плодотворш их развивают и демонстрируют читателю ю разрывное единство художественной пра» ды, принципов социалистического гуманш ма, утверждения духовных и эстетически ценностей. Не обходится при этом, как мы виде* без потерь и просчетов, но их преодолен» — наша общая, постоянная забота, продв товавшая и эту статью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2