Сибирские огни, 1975, №3

волос. Питомцы Прохоренко в своем исполнительском азарте могут разрушить дом, ради выполнения плана по металлолому, и украсть семейные реликвии, чтобы выиграть соревнование по сдаче бумажного утиля. И самое удивительное — ученый карьерист Прохоренко словно не чувствует, что всем этим неотвратимо приближается крушение его карьеры. Очевидная искусственность подобных кол­ лизий приводит к тому, что благородные мысли «Абсолютного слуха» вряд ли ока­ жутся действенны. И все-таки в публика­ ции повести С. Ласкина есть закономер­ ность, ибо она продиктована важной обще­ ственной потребностью. Видимо, исходя из этого, и С. Ласкину и А. Драбкиной простили очевидные художе­ ственные просчеты. Однако сделали это на­ прасно. Поверхностная беллетризация толь­ ко компрометирует серьезную тему. В самом деле, воспитание личности силой обществен­ ного воздействия — тема, приобретающая самый широкий международный резонанс. Когда-то герой «Соти» Увадьев значение своей деятельности увидел прежде всего в том, что он и его единомышленники в п е р ­ вые трудятся «на фабрике новых людей». И в этом была огромная социально-истори­ ческая правота. Современные буржуазные мыслители обычно отрицают возможность формирования человека. Они зачастую сво­ дят понятие индивидуального только к ин­ дивидуалистическому и даже эгоистическо­ му, а понятие коллективного — только к стадному. На этом основании и рождаете» миф о неизбежной враждебности индивн- дуума и общества. Социализм выстраивай отношения между личностью и общество» на принципиально иной основе — как гармо. нические, сцементированные осознание» единой цели. Поэтому советская литератур! и пронизана поэзией духовного сближенш людей. И в то время, когда на Западе ис­ ступленно кричат об одиночестве, как якоб» извечном жребии Человека, такая поэзия ( борьбе за социальный прогресс особенно не­ обходима. Наша литература всем свои» опытом убедительно свидетельствует, чя нравственное формирование человека не- отъемлемо от гуманистической убежденна сти, от нетерпимого отношения ко всякоп рода индивидуализму, корыстолюбию, соб­ ственнической агрессии, от веры в силу > величие социальных связей, от понимали своего долга перед людьми как основы coi ственного счастья. Таковы традиции советской литератур» Произведения последнего времени, расой зывая о воспитании человека, плодотворш их развивают и демонстрируют читателю ю разрывное единство художественной пра» ды, принципов социалистического гуманш ма, утверждения духовных и эстетически ценностей. Не обходится при этом, как мы виде* без потерь и просчетов, но их преодолен» — наша общая, постоянная забота, продв товавшая и эту статью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2