Сибирские огни, 1975, №3
В исследовании известного философа Г. Смирнова «Советский человек» сказано, что одним из основных условий для форми рования сугубо индивидуалистического, эго истического образа мышления, граничащего с преступным, является «культивирование в некоторых семьях принципов собственной выгоды в ущерб общественным интересам». Г. Смирнов приводит и любопытный при мер из жизни, свидетельствующий о том, как иногда вырастают «молодые представи тели старого мира». «Ученик пятого класса украл из физиче ского кабинета школы деталь. Мать пригла шают в школу на беседу. Она охает, ахает, удивляется тому, как это могло случиться, ведь в доме Ваня кусок хлеба без спросу не возьмет. Учительница, слушавшая все это, возражает матери. Она на фактах по казывает, как и отчего все это произошло: дом новый строили и забор поставили из железных труб, а трубы в магазине и на заводе не продают. Забор покрасили той краской, которой тоже в магазинах нет и которая есть только на том заводе, где ра ботает отец. Завод краску не продает. Ре бенок это знает, и он с детства приучен ви деть в воровстве если не нормальный, то регулярный источник удовлетворения семей ных потребностей. Стащив деталь из каби нета, он сделал лишь то, что делали его родители»1. И роман «Не стреляйте в белых лебедей», и повесть «Весенние перевертыши» объеди няются проблемой ценностной ориентации современного человека, которая и впрямь получает очень важное значение во всех звеньях коммунистического воспитания. И Тендряков, и Васильев стремятся сказать о том, что уважение к н е в е с о м ы м ц е н н о с т я м —-важнейшая черта мировоззре ния человека разумного, тем более человека социалистического. Поэтому их произведе ния как бы укладываются в уже достаточно изведанное русло той литературы, которая решает важную задачу борьбы с бездухов-1 ным, потребительским отношением к жизни. Но важно заметить, что у Тендрякова и Ва сильева свой, новаторский поворот темы. ( В «Золотой карете» Л. Леонова академик Кареев не без хитринки спрашивал у пол ковника Березкина: «Так что же, по вашему мнению, прежде всего надо человеку в жиз ни?» А Березкин решительно отвечал: «Спе рва— чего не надо. Человеку не надо двор цов в сто комнат и апельсиновых рощ у моря». Наша литература в последнее время тоже охотнее говорила о том, чего не надо. Обыч но художественное решение важнейшей фи лософской проблематики диктовало обличе ние бездуховности и вульгарного потреби тельства. Наметились даже два наиболее распространенных объяснения социально психологических корней бездуховности. В одном случае, например в «Пустбшели» С. Крутилина или в рассказе Н. Баранской ' Г. Л. Смирнов. С оветский человек. Ф ормирование соц и али сти ческого типа личности. М., П олитиздат, 1973, стр. 307, «Отрицательная Жизель», речь шла о воин ственном мещанстве, осознанно исповедую щем азарт наживы. В другом, например в «Сладкой женщине» И. Велембовской или в «Лиде Вараксиной» В. Липатова, вещепо- клонство оказывалось следствием недоста точности интеллектуального, культурного, нравственного развития. Но главным во всех этих очень разных произведениях был критический, обличительный пафос. Вспомним хотя бы Герасима Ивановича ' Костикова, о котором поведала Н. Баран ская1. Судя по всему, он человек положи тельный, занятый, работящий, пользующийся у себя в учреждении немалым авторитетом. Ведь не для каждого из сотрудников зав- культсектором месткома будет доставать билеты в театр. Да и все рассуждения Костякова свидетельствуют, что у него здра вый практический ум Вполне возможно, что Костяков у себя в кабинете — дельный ра ботник. И дома он отнюдь не тиран, не эго ист, не пьяница. Он может поступиться сво им пристрастием к хоккею ради детектив ных увлечений жены, может побеспокоить ся о дочери, о ее школьных успехах. Но са мая суть его характера в том и заключает ся, что может, а не хочет. Забота о других людях, даже о самых близких, вовсе не со ставляет его душевной потребности. Хочет же он совсем иного—-комфорта, покоя, уюта, удобств — только для себя. И вот если это му собственному комфорту что-то угрожает, тогда он на время вынужденно выглядыва ет из своей скорлупы и вмешивается в дела семейные. Лишь бы не тревожили, лишь бы не мешали «всяческой каруселью» его един ственным привычным радостям — следить за хоккейными битвами на голубом экране, по тягивать в одиночку холодное пивко из гор лышка или хлебать кофеек под контролем жены. Ограниченность жизненных интересов Ге расима Ивановича зеркально отражает узость его общего развития. Что волнует Костякова за пределами его служебного ка бинета? Оказывается, все его восприятие окружающего мира —1набор плохо усвоен ных чужих мыслей. «Герасим Иванович, ко нечно, знал, что наш балет первый в мире, и относился к нему с уважением». И в то же время он поучающе говорит жене: «Балет — это же всегда сказки, всякие там фантазии: принцы, цветы, дворцы, гуси-лебеди, одним словом, всяческая карусель». К сказкам и фантазиям Костяков относит ся явно без всякого уважения. Значит, он раздваивается, лицемерит? Однако истина в том и заключается, что его лицемерие нео сознанно. Он искренен, когда отдает балету дань официального признания. И так же искренен, когда обнаруживает полное отсут ствие личной заинтересованности в этом са мом балете. У Герасима Ивановича нет внутренней по требности ни в общении с другими людьми, ни в искусстве. В этой духовной бедности, в улиточном замкнутом самодовольстве, на верно, и проявляется главный симптом совре менного мещанства, а одновременно и его 1 «Юность». 1971. № 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2