Сибирские огни, 1975, №3
про путешествия, про зверей, про космос...», а у Вовки — одна на все дни: «Вот бы гипноз такой открыть, чтоб все- все заснули. Ну все! И тогда б я у каждого по рублику взял!» Не преувеличивает ли Васильев? Не пу гается ли он фантомов, приписывая маль чишке до смешного уродливую жажду на живы? К сожалению, есть немало жизненных на блюдений, подтверждающих правоту писа теля. Достаточно вспомнить отрывки из дет ских писем к Агнии Барто, опубликованные однажды «Комсомольской правдой». Девоч ка жалуется на свою подругу: «Она меня совсем забыла с тех пор, как ей сшили брючный костюм». Другая почти повторяет этот мотив: «Моя подруга объявила, что будет дружить только с теми, у кого есть что-то замшевое». Наконец, третья сообща ет: «У нас дружат те, у кого хорошие ве щички»1. Авторы этих писем, примерно, сверстники Вовки. Им одиннадцать, двенадцать лет. И они, дети, выросшие в развитом социалисти ческом обществе, с обидой, а подчас и с иронией говорят о тех, кто ориентируется в мире, исходя из любви к «вещичкам». Но ведь их обида, их ирония и недоумение вы званы тем, что рядом с ними живут едино мышленники Вовки или Саньки, вещепо- клонники, равнодушные ко всему подлинно ценному, живому, человеческому и доводя щие это равнодушие до тупой жестокости. В отличие от Тендрякова, Васильев на стойчиво привлекает внимание читателя к социальному генезису этого явления. С этой целью он подробно рассказывает о том, ка кие уроки сыну дает повседневный «прак тицизм» отца. «...у Вовки собаки не переводились. Не ус пеет Федор Ипатыч одну пристрелить, как тут же другую заводит. Прямо в тот же день, а может, даже и раньше. Федор Ипатович собак собственных унич тожал не по жестокости сердца и не по пьянке, а совсем на трезвую голову. Соба ка — это ведь не игрушка, собака расхо дов требует и, значит, должна себя оправ дывать. Ну, а коли состарилась, нюх поте ряла или злобу порастратила, тогда не обессудь: за что кормить-то тебя? Кормить, конечно, не за что, но чтобы она, собака эта, с голоду во дворе не издохла, Федор Ипатыч ее самолично на собственном ого роде из ружья пристреливал. Из гуманных, так сказать, соображений. Пристреливал, шкуру собашникам сдавал (шестьдесят ко пеек платили!), а тушу под яблоней зака пывал. Урожаистые были яблоньки, ничего не скажешь». Здесь очень наглядно раскрывается, что и в наших общественных условиях м'ожет проявиться обесчеловечивающая, отчуждаю щая сила собственности. В этом отношении легко установить бес спорную перекличку романа Б. Васильева с 1 «Ком сом ольская правда», 14 м арта 1973 года. повестью Дм. Еремина «Глыбухинский ле ший»1. Браконьер Яков Долбанов живет в даль ней северной деревне Глыбухе, давно за брошенной людьми. Вместе с женой он за брался в таежную глушь, чтобы вволю про мышлять запретную добычу — красную ры бу, горделивых красавцев лосей. Задумка его полностью удалась — добра накоплено много. Пора бы и в город перебираться, но азарт наживы не знает границ. И снова ко пят и копят они «воровской товар», грабят природу, грабят общество, а заодно и са мих себя. Оба — и Яков, и Елена — порасте ряли все человеческое. От душевной пусто ты Яков спасается только запоями, а по том, как зверь, дерется с Еленой, и опять- таки, как зверь, успокаивает себя физиче ской близостью. И нисколько не мучит его сознание, что живет он неверно, не по-люд ски, безнравственно. Наоборот, не без бра вады говорит он: «Не с совестью, а с бабой своей живу. Она, чай, слаще». Отлично на писан Дм. Ереминым и образ злой, жадной и хитрой Елены. Неуемная энергия и тупая же стокость, животная ненависть к людям и без удержная жажда наживы в тугой узел пе реплелись в ее примитивном, обесчеловечен ном сознании. «В наше-то время таких ос талось наперечет»,— думают о них люди. Но осталось — напоминает читателю Дм. Еремин, а следовательно — надо реши тельно встать у них на пути. Яков Долбанов встречает противодейст вие неожиданное — со стороны девяносто летнего старца Онисима, который отдален но напоминает Егора Подушкина: душевной чистотой, чуждостью всякому делячеству, искренней любовью к окружающей природе. Но хилый, тщедушный старик — в противо вес Егору — решительно и безбоязненно об личает Якова: «Жить рядом с тобой неохо та... Имей в виду, свидетелем буду, если чего...» Якову непонятны, удивительны эти сло ва. «В чем душа держится, а грозишь. Смотри, как бы тебя ночью леший не при душил». И все-таки нарушил дед Онисим покой браконьерского гнезда. Гневная, эмоциональная повесть Дм. Ере мина говорит о ситуациях исключительных. Характеры Якова и Елены воспринимаются как своеобразная гипербола, взяты они в уже завершенном варианте. Для таких хищ ников — одна дорога к гибели, и Еремин прав, когда ведет их к неизбежному суро вому финалу. Роман Б. Васильева написан иначе, его герои ближе к повседневности, гораздо бо лее узнаваемы, и поэтому, думается мне, и воздействие романа на читателя оказалось значительнее. Судьбу Федора Бурьянова можно воспринять и как своеобразную предысторию глыбухинского лешего. Его обесчеловечение происходит на глазах чи тателя. И так же закономерно, что отец личным примером навязывает сыну амо ральность, жестокость, бесчеловечные по ступки. 1 «Знам я», 1973, № 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2