Сибирские огни, 1975, №3

него, запуганного, боязливого; с девичьим голосом и синими страдальческими глазами, в самую тяжелую минуту Дюшкиной жизни приходит настоящая помощь. Так Дюшка узнал, что есть сила духа, которая может быть могущественнее и нужнее людям, чем физическое превосходство. В образе Дюшки В. Тендрякову удалось достигнуть высокого уровня типизации. Не­ сомненно, что вся атмосфера советского об­ щества притягивает абсолютное большин­ ство подростков к принципам гуманизма, развивает и совершенствует их эмоциональ­ ное богатство. В стране детства и юности энергично живут сердечными влечениями и, прежде всего, чувством познают духовные ценности. Откуда же все-таки берутся Саньки? Читая повесть, нельзя не задать себе этот вопрос. Как проникает в сознание будущего со­ ветского гражданина равнодушие и даже бездушие, хуже того — холодная жесто­ кость, страсть к мучительству и тирании? Может быть, Санька придуман для «заост­ рения» повести, для придания ей конфликт­ ности? У нас еще немало литераторов, склонных к разного рода мелодраматиче­ ским эффектам, которые способны завлечь читателя, возбудить у него хотя бы любо­ пытство. Но В. Тендрякова к такого рода ремесленникам никак , не отнесешь. Сань­ к а—не изобретение досужего беллетриста, а реальная опасность. Видимо, не случайна перекличка повести В. Тендрякова с талантливой кинолен­ той С. Образцова «Кому он нужен, этот Васька?», созданной на студии «Центр- научфильм». Вспомним появление на экране трех недо­ рослей, начинающих свой жизненный путь в тюремной камере. Они, как и Санька, сна­ чала развлекались тем, что стреляли из ро­ гаток в кошек и птиц, бросали живых собак в пылающий костер. Они так пристрасти­ лись к своим жестоким развлечениям, что, как заправские садисты, наслаждались, вслушиваясь в крики истязаемых животных. А настал день, когда им захотелось услы­ шать, как стонет человек. Фильм Образцова невольно вызывает ас­ социации с еще одним описанием детской жестокости... «Двор был пуст: взрослые ушли на ста­ дион, откуда неслись крики толпы — кого-то «судили»; во дворе играли дети. Они окру­ жили худющего котенка и поймали его у самых моих ног. Мальчик схватил животное за хвост и с криком:—Долой черных бан­ дитов! Смерть! Смерть! — трахнул его го­ ловой об угол дома. Все дети были еще ма­ ленькие — дошкольники. Потом на хилом, не­ давно посаженном топольке они подвесили за хвост мертвую кошку с размозженной голо­ вой и встали вокруг нее, а крохотная девоч­ ка принялась хлестать кошку прутиком. — Да здравствует председатель Мао! — время от времени дружно провозглашали дети». А пока малыши сражались с кошками, «школьники обвинили своего директора в причастности к «черной банде» и... затопта­ ли насмерть». Так, по свидетельству А. Же- лоховцева *, воспитание жестокости возве­ дено сторонниками Мао в ранг государст­ венной политики, которую с безграничным, бесстыдным лицемерием маскируют под ре­ волюционность и марксизм. На самом деле марксизм был и остается неотделимым от гуманистических целей и принципов, а жестокость абсолютно чужда социалистическому человеку. Но и повесть Тендрякова, и кинолента Образцова застав­ ляют нас задуматься об очень больном, очень тревожащем нас социальном явлении. Находясь в глубоком противоречии со всем строем нашей общественной жизни, еще дают себя знать проявления агрессивной бесчеловечности. Есть еще у нас и безду­ ховность, и бедность чувств, есть преступ­ ное и жестокое отношение к другому чело­ веку, есть и нежелание сострадать или ра­ доваться за других, примитивный эгоизм и жажда пустопорожних развлечений. Есть молодые люди, которые бездельем, бездум­ ностью, извращенными представлениями о счастье позорят честь и достоинство своего поколения. Следовательно, есть и Саньки, из которых они вырастают. «— Так почему, почему он ненормальный такой?»—-допытывается инженер Тягунов. « — Да нипочему. Таким родился». Это Дюшкин ответ. Мальчишке в тринадцать лет так отвечать простительно. Он ведь не знает, что за его наивной фразой стоит ре­ акционный тезис о неизменной человеческой природе, который в современном мире бе­ рут на вооружение противники социального прогресса. Он ведь даже представить себе не может, какие далеко идущие пессими­ стические, античеловечные выводы можно извлечь из этого простодушного высказы­ вания, будто злыми рождаются. Старший Тягунов опытнее и образованнее. Поэтому к предположению сына он отно­ сится скептически: «Родился? Гм. » А затем пытается найти объяснения иные, социаль­ ные: «У Саньки вроде родители нормаль­ ные. Отец сплавщик как сплавщик, честно ворочает лес, выпивает, правда, частенько, но даже пьяный не звереет. Ни кошек, ни собак, ни людей не мучает». На этом философский диспут между от­ цом и сыном завершается. И сам Тендряков не делает больше ни одной попытки вер­ нуться к этой проблеме. Конечно, право ху­ дожника ограничиться одним указанием на опасное, вредное социальное явление. Но глубина повести от этого неизбежно страда­ ет. Ведь стремление к правде предполагает необходимость социального осмысления факта, выяснения его причин и следствий. Нам мало знать, что бродит по улице Жан-Поля Марата в лесном поселке Куде- лино «ненормальный» Санька. Гуманизм на­ шего общества, за который так страстно И убедительно ратует повесть «Весенние пере­ вертыши», проявляется и в том, что ему — обществу — нельзя равнодушно и безжало- 1 А. Ж е л о х о в ц е в. «К ультурн ая ре­ волюция» с близкого р ассто ян и я (Записки очевидца). М., П олитиздат, 1973, стр. 197, 198.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2