Сибирские огни, 1975, №3
запно, как и положено впервые, пришла любовь. Римка Братенева только что была «дол говязой, тонконогой, «ескладной» — и вдруг он открывает, что ему хочется говорить с ней торжественными пушкинскими стиха ми: «Чистейшей прелести чистейший обра зец». Он твердо знал, что стыдно ждать «девчонку», и вдруг обнаружил, что ему хочется, очень хочется ждать ее, а потом долго идти следом и смотреть ей в спину. Он даже испугался того, что ему причуди лось: когда Римка выходит из дому, улица может вспыхнуть и накалиться, все вокруг становится «не так». И вот у Дюшки, чувства которого вне запно обострились и утончились, начинается новая жизнь. В. Тендряков ведет своего героя дорогой открытий, и на этом строится сюжет пове сти, одновременно естественный и хорошо организованный, очень достоверный и стро го продуманный, целеустремленный. Из са мых разных, самых пестрых впечатлений неизбежно извлекаются уроки подлинного гуманизма, ибо вся атмосфера социалисти ческого бытия пронизана человечностью, справедливостью, чистотой и энергией люб ви к людям. Что Дюшка знал раньше о своем отце Федоре Андреевиче Тягунове? Знал, что отец деловит и упорен, говорит шумно и веско, в решениях категоричен, в поступках стремителен. Знал, что отца в поселке ле созаготовителей уважают и даже побаива ются, ибо «в нем постоянно нуждаются». А он «заседает, командует, ремонтирует, ру гается, хвалит, обещает надбавки». Дюшка был доволен своим отцом, и гордился им, и сам его побаивался. А когда в мире начались «перевертыши», Дюшка узнал об отце и нечто новое, от че го стало ему обидно и грустно. Старший Федор за ¡всю его жизнь один единственный раз подарил жене скромный букет белых нарциссов. И было это еще за долго до того, как открыл глаза младший. А потом у инженера Тягунова никогда не появлялось такой потребности. «Краны, тя гачи, кубометры». И понял Дюшка, что в этой поглощенности делом, вытеснившей за боту даже о ближних, есть какая-то ущерб ность, дисгармония, несовременность, не правота. Он вспомнил странные слова матери: «Наш отец любит ковать счастье несчастным на их головах. Не заметит, как человека в землю вобьет от усердия». Вспомнил и даже осмелился выступить в ро ли советчика: «Пап! Тебя просят — не де лай! Слушай, когда просят». Заново открылась Дюшке и добрая муд рость матери, тоже очень занятой, перегру женной, измотанной, но всегда вниматель ной к людям. Так, отталкиваясь от своего опыта, Л ю т ка выносит за пределы квартиры заповеди справедливости и добра. А там, за порогом, поселковая улица, на которой безраздельно командует «самый сильный среди ребят — Санька Ераха»... «Санька всегда выдумывал странные игры». Он привязывал на веревку живую кошку и бросал ее, как мяч. Глотал живых пескарей и лихо убивал лягушек. Изобретая все новые формы словцо бы бес цельной жестокости, он в то же время знал свою цель —пусть те, кто слабее его, дела ют также. Пусть подчиняются его воле. Ина че— расправа. Терзая кошек и умертвляя лягушек, Санька — сознательно или бессо знательно— стремился лишить своих свер стников человечности, растлевал их веру в добро и благородство. И прозревший, вне запно озаренный обостренным, чутким вос приятием жизни, Дюшка догадался об этом ■и твердо сказал: «Не тронь человека». В. Тендряков убедительно показывает, как подросток взрослеет, как обретает силу его первое чувство, как появляется в нем есте ственное стремление понять «прекрасный и коварный» мир, поражающий его контра стами, неожиданными сочетаниями самых противоположных явлений, качеств, поступ ков и намерений. И оказывается, что первая пробудившаяся любовь и первые, в муках и сомнениях получаемые знания о жизни, со четаясь в основы его будущего мировоззре ния, совместно ведут Дюшку к гуманизму. К гуманизму воинственному, активному. Его столкновение с Санькой становится не отвратимым, и пусть эта первая битва вы глядит для взрослых всего лишь бессмыс ленной, дикой дракой, чуть ли не хулиган ством, сам Дюшка понимает, что это нача ло настоящей жизни, в который он научит ся никогда не уступать злу, подлости, бес сердечию. Под влиянием школы Дюшка искренне восторгается, что «маленькая голова» чело века Бмещает в себя всю вселенную — миллиарды звезд, миллиарды галактик. От восторга и удивления один шаг к понима нию величия человека, к мысли о том, как нужно уважать каждую личность; особен но тех, кто «устает, чтоб другие жили», и как хорошо жить, уставая ради других. История дружбы Дюшки и Миньки, сла бого, несчастного, страдающего от нужды, семейных неурядиц, собственной робости, помогает формирующейся мысли Дюшки превратиться в действие, стать поступком и тем самым выявить свою реальную цен ность. Дюшке радостно, когда он может сказать: «Тебя не дам, Минька, в обиду», когда его стремление «любить и жалеть все на свете» вдруг обретает ясную целеуст ремленность. Осознание необходимости по мочь другому человеку так пронизывает все существо мальчишки, что он оказывает ся способен повлиять на старшего Тягуно ва. Когда отец Миньки одиноко коротает ночь в тяжелых раздумьях о раненом сыне, Дюшка спешит ему на помощь, а Федор Андреевич внимательно и серьезно разгля дывает своего мальца, так быстро повзрос левшего и даже дающего ему урски состра дания. Но в отношениях с Минькой Дюшке и са мому суждено обнаружить нечто неожидан ное, раскрыть очередной «перевертыш». В борьбе против Саньки союзником Тягунова становится именно Минька, «самый мелкий по росту, самый слабый из ребят». И от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2