Сибирские огни, 1975, №3
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Л, Финк ТАК ЧТО ЖЕ НАДО И НЕ НАДО ЧЕЛОВЕКУ? Воспитание личности всегда было одной из важнейших эпических тем. Ведь в тех произведениях, которые иногда прямоли нейно назывались воспитательными рома нами, речь шла, прежде всего, о постиже нии человеком окружающего мира, о .поис ках целей и идеалов. Мир входил в душу ребенка, подростка, юноши, определял весь строй его мыслей, чувств, намерений и од новременно раскрывался в своей сложности и противоречивости, в причудливых сочета ниях закономерности и случайности. А чи татель воочию видел взаимодействие мира и человека и вслед за героями, точнее — вместе с героями книг, учился не только умом, но и сердцем понимать суровую правду жизни и выбирать свое место под солнцем. В нашей литературе воспитание личности не связано с одним определенным жанром или даже школой, направлением. Социалистическое общество провозгласило своей конечной и самой высокой целью фор мирование нового, гармонического, всесто ронне развитого человека. Отражение это го процесса и максимальное содействие его успехам — самая суть советского искусст ва. Но, конечно, она по-разному преломля ется у .равных художников, в зависимости от их жизненного материала, личных инте ресов и склонностей. И есть уже своя клас сика в воспитательной прозе: «Как закаля лась сталь», «Педагогическая поэма», пове сти А. Гайдара, Л. Кассиля. Ныне, после XXIV съезда КПСС, потребности общества в художественном освоении процессов фор мирования человеческой личности решитель но возрастают. С убедительной очевидно стью эти общественные требования отрази лись в решениях шестой сессии Верховного Совета СССР, в утверждении основ зако нодательства о народном образовании. Советская классика помогла духовному росту многих поколений. Она активно сра жалась и продолжает сражаться за воспи тание коммунистической идейности, за вы сокую нравственность, за духовную зре лость и красоту. Но воспитания традициями и примерами еще недостаточно. Нужно ис следовать текущий день, нужно пристально разглядеть и увлекательно рассказать о том, как сегодня, сейчас, сиюминутно идет великий процесс рождения и становления нового человека, с какими конфликтами и борениями это" процесс неразрывно связан, как достигаются победы в борьбе против устаревших, социально чуждых помыслов и чувств. Современная проза настойчиво пытается ответить на эти вопросы, на этот важней ший общественный императив, и мне пред ставляется необходимым обратиться к ее опыту, тем более, что среди авторов «.вос питательных» произведений, опубликован ных в последнее время, можно ¡встретить имена таких серьезных, социально чутких художников, как В. Тендряков и Б. Ва сильев. В центре повести В. Тендрякова «Весен ние перевертыши» 1 — самое начало позна ния мира пытливым, по-юношески пылким и благородным семиклассником Дюшкой Тягуновым. Психологически точно писатель говорит о том, что дало толчок интенсивному духов ному развитию Дюшки. Привычный, устой чивый мир вдруг начал выявлять нечто за гадочное и странное, начал играть с ним в «■перевертыши», потому что к Дюшке вне 1 «Новый мир». 1973. № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2