Сибирские огни, 1975, №3

Положение было серьезным, командир бронепоезда старший лейтенант И. И. Д а­ нилович рисковал не только бронепоездом, но и жизнью всего экипажа. Все же реше­ ние надо было принимать: под угрозу ста­ вилось выполнение боевого задания. Коман­ дир, поразмыслив, согласился. Хурсик дал полный ход машине. Едва бронепаровоз въехал на мост, его первый пролет начал проседать... Задняя конт­ рольная платформа повисла над обвалив­ шейся насыпью железнодорожного полотна. Но это было уже не страшно —• поезд вполз на крепкий железнодорожный на­ стил и с ходу вступил в бой. Танки противника были остановлены. Несколько позднее принял боевое кре­ щение «Железнодорожник Алтая». Это про­ изошло на станции Хитрово — недалеко от Ельца •— 11 июля 1942 года. На бронепоезд напали три «Ю-88»: мешал бронепоезд про­ движению фашистов, и они решили его уничтожить. В результате короткого боя зенитный орудийный расчет коммуниста старшего сержанта Мартыненко сбил один враже­ ский самолет. А спустя несколько времени групповым огнем бронепоезда был сбит и второй воздушный стервятник. Попытка расправиться с сибирским бро­ непоездом врагу не удалась. 49-му дивизиону пришлось выдержать большие бои в районе Ельца и Поньгрей — на Орловско-Курском направлении — в мар­ те-июне 1943 года, прикрывая с воздуха крупный железнодорожный узел Елец и поддерживая в районе Понырей боевые действия стрелковой и авиадесантной диви­ зий. ...Поздней осенью дивизион остановился на станции Нежин — к востоку от Киева. В конотопском парке станции скопилось тогда много военно-санитарных поездов. Сре­ ди них — два поезда с ранеными чехосло­ вацкими воинами из Первой ордена Богдана Хмельницкого чехословацкой бригады в СССР под командованием генерала Люд- вика Свободы. В прозрачном вечернем воздухе бойцы бронепоезда «Железнодорожник Алтая» яс­ но различали опознавательные знаки сани­ тарных поездов. Хорошо видны они были и с воздуха. И вдруг оглушительный взрыв. Один из вагонов санитарного поезда раскололся, как яичная скорлупа, а крыша его, с нане­ сенными яркой краской опознавательными знаками, взлетела в воздух и рассыпалась. Бронепоезд резко затормозил, остановился. Раздался второй взрыв, третий... Это в гуще вагонов с ранеными рвались вражес­ кие бомбы, сброшенные с немецких самоле­ тов. , Секундная тишина после взрывов напол­ нилась криками и стонами раненых, трес­ ком и шипением горящих вагонов. Облака дыма окутывали станцию. — За мной! — спрыгивая с бронепоезда на землю, прокричал командир бронепло- щадки поезда лейтенант Константин Ма- кась и бросился к горящим вагонам. Вслед за ним устремились фельдшер бронепоезда старшин лейтенант медицинской службы Сергей Колчунов, старший сержант Алексей Серебряков, рядовые Матвеев, Носков... Всего более 30 человек. Через несколько минут советские воины уже оказывали помощь раненым чехосло­ вацким бойцам и командирам. Было спасе­ но 350 человек. Особую отвагу и мужество экипаж 49-го дивизиона проявил в борьбе за город и же­ лезнодорожный узел Шепетовка. Командо­ вал тогда дивизионом майор А. Копылов, начальником штаба был старший лейтенант П. Лебедь, а командирами поездов: «Же­ лезнодорожник Алтая» — старший лейте­ нант А. Холмогоров, «Лунинца» — капитан Б. Шелохов. В течение двух дней — 10 и 11 февраля 1944 года — город и крупный железнодо­ рожный узел Шепетовка был полностью очищен от неприятеля. 49-му дивизиону было присвоено имя —■ «Шепетовский». Закончил войну 49-й дивизион в Оппель- не на Одере, пройдя по железным дорогам Великой Отечественной войны более 6 ты­ сяч километров. За боевые заслуги на фронте борьбы с не­ мецко-фашистскими захватчиками 109 сол­ дат и офицеров дивизиона — почти поло­ вина личного состава экипажа! — были награждены орденами и медалями Союза ССР. Среди них — 87 коммунистов и ком­ сомольцев: майор А. А. Копылов, капитан Б. В. Шепохов, старшие лейтенанты А. Ф. Холмогоров. П. А. Лебедь, В. В. Лукьянов, Илья Габитов, Константин Макась, стар­ ший лейтенант медицинской службы Семен Кулчинов, гвардии старший лейтенант П. М. Гамзяев, лейтенант В. И. Коросташе- вич, младший лейтенант С. А. Румянкин, старшина И. К. Дашевский, старшие сер­ жанты А. С. Серебряков, В. П. Гулик, П. К. Ятченя. И. Е. Степанов. П. А. Хурсик, И. Н. Камышев, М. Ф. Курлов, Е. А. Чер­ ных, М. Ф. Щипачев, младший сержант Ю. А. Шпарбер и другие. * * * Большой вклад в дело борьбы с фашист­ скими захватчиками внесли в годы Великой Отечественной войны экипажи бронепоез­ дов, построенных железнодорожниками Томской магистрали. Пусть же слава строи­ телям и бойцам этих бронированных колос­ сов будет вечной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2