Сибирские огни, 1975, №3
са», за ним — «Сибиряк». Только «Сиби ряк» миновал мост через Терек, как послы шался взрыв. Командир бронепоезда Василий Малы шев бросается к перископу. Над парово зом «Металлурга Кузбасса» высоко в небе висит столб пыли. Оказалось, снаряд прон зил насквозь будку машиниста и, врезав шись в землю с противоположной стороны поезда, взорвался. Плетью повисла рука у радистки Любы Премировой, была пере бита ключица. Второй вражеский снаряд вспорол об шивку котла паровоза. Третий снаряд уго дил в четвертую бронеплощадку бронепо езда. Весь ее экипаж во главе с лейтенан том Сосновым погиб смертью храбрых. Мужественно и храбро сражались сиби- ряки-дивизионцы. Когда густые сумерки опустились над полем сражения, бой стих. Сибирские бронепоезда 41-го и 42-го диви зионов возвратились на базу. У далеких гор разноцветными огнями еще взрывались ра кеты, доносились слабые автоматные оче реди. Бронепоезда сдержали натиск врага. Фа шисты, хотя и прорвали внешний обвод Орджоникидзевского укрепленного района, но достичь даже окраины города уже не смогли. Здесь, в долине, у подножия двух высоких гор — Рух-Дзуар и Гудзе-Дзуар, покрытых густым лесом, советские гвардей цы и сибирские бронепоезда к 29 ноября 1942 года окончательно разгромили фаши стскую группировку, а немного спустя за брали инициативу в свои руки и погнали гитлеровцев с Северного Кавказа. Ранней весной 1943 года на базу стоянки сибирских бронепоездов прибыл новый командующий 9-й армией генерал-полков ник В. В. Гоголев. Он поздравил сибиряков с победой и сообщил, что экипаж 42-го ди визиона представлен к гвардейскому зва нию. За время боевых действий в составе войск Закавказского фронта 41-й и 42-й дивизио ны прошли с боями свыше 10.000 км и, при мерно столько же, — охраняя южные гра ницы СССР. За время боев на Северном Кавказе они совершили более 1.500 огневых налетов на позиции немцев. Фашисты хо рошо запомнили пребывание сибиряков на Тереке. Бронепоездами было уничтожено: 79 танков, 120 автомобилей, 22 артиллерий ских и минометных батарей, 16 наблюда тельных пунктов, 10 самолетов и до шести тысяч солдат и офицеров противника. Отличились в боях и получили прави тельственные награды 102 человека. В их числе: майоры М. М. Аркуша, П. Ф. Коно ненко, капитаны А. И. Лебедев, Г. М. Кло- гоцкий (посмертно), старшие лейтенанты В. И. Малышев, К. С. Лапицкий, лейтенан ты А. Я. Мазепа, В. А. Ермакович, И. Г. Прасолов, А. И. Омельчук, техник-лейте нант 2-го ранга С. А. Бадилевский. стар шие сержанты А. П. Козлов, А. И. Федоряк п другие. У скалистых «Эльхотовских ворот» и на западной окраине города Орджоникидзе си бирякам, жизнью своей и броней своей за щищавшим Северный Кавказ, возведены мо нументы Славы. До Оппельна на Одере Поздним вечером 25 мая 1942 года 49-й дивизион прибыл в Москву на Белорусский вокзал. Его экипаж, за небольшим исклю чением, состоял из железнодорожников-си- биряков. Ждать пришлось недолго: в понедельник 29 июня 1942 года дивизион покинул Мо скву. Следовали полным составом на Брян ский фронт в распоряжение командующего 13-й армией генерал-майора Н. П. Пухова. Командиры бронепоездов: «Железнодорож ника Алтая» — старший лейтенант Реунов и «Лунинца» — старший лейтенант Дани лович — готовили экипажи к предстоящим боям. Вскоре бронепоезда сибирского дивизиона вступили 6 соприкосновение с врагом. ...Первое боевое крещение бронепоезд «Лунинец» принял, держа оборону на стан ции Давыдовка — между Воронежем и Лисками, — пятого июля 1942 года. В этот день гитлеровцы бросили на бронепоезд две эскадрильи. 16 налетов совершили «Хейнке- ли» на бронепоезд, и все они были отраже ны зенитчиками лейтенанта Ильи Габитова. К вечеру бронепоезд вышел на перегон, чтобы уничтожить укрепленные точки про тивника. Выполнив боевое задание, «Луни нец» возвращался на базу. Гитлеровцы решили лишить маневренности бронирован ную крепость на колесах, а затем и уничто жить ее, для этого они разрушили железно дорожный путь по обе стороны бронепоез да. Теперь все зависело от действий маши ниста «Лунинца» — старшего сержанта Хурсика. И он не подвел. Коммунист Петр Хурсик, зорко следя за вражескими само летами, искусно и расчетливо маневрировал на маленьком, изолированном участке. Ни одна бомба не угодила в бронепоезд. Вскоре железнодорожный путь восстано вили, и «Лунинец» вышел из-под обстрела. На следующий день, 6 июля, противник силами до танкового батальона прорвал позиции наших войск и стремительно начал продвигаться в направлении железной до роги. Преградить путь врагу было поруче но бронепоезду «Лунинец». Бронепоезд двинулся на выполнение бое вого задания. Но не тут-то было: в резуль тате бомбового удара противника на пути «Лунинца» вышел из строя железнодорож ный мост через реку Икарец (под Лиска ми) — был поврежден один из береговых устоев. Петр Хурсик, трезво оценив обста новку, доложил командиру о том, что и в этих условиях можно’ прорваться на про тивоположный берег.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2