Сибирские огни, 1975, №3

са», за ним — «Сибиряк». Только «Сиби­ ряк» миновал мост через Терек, как послы­ шался взрыв. Командир бронепоезда Василий Малы­ шев бросается к перископу. Над парово­ зом «Металлурга Кузбасса» высоко в небе висит столб пыли. Оказалось, снаряд прон­ зил насквозь будку машиниста и, врезав­ шись в землю с противоположной стороны поезда, взорвался. Плетью повисла рука у радистки Любы Премировой, была пере­ бита ключица. Второй вражеский снаряд вспорол об­ шивку котла паровоза. Третий снаряд уго­ дил в четвертую бронеплощадку бронепо­ езда. Весь ее экипаж во главе с лейтенан­ том Сосновым погиб смертью храбрых. Мужественно и храбро сражались сиби- ряки-дивизионцы. Когда густые сумерки опустились над полем сражения, бой стих. Сибирские бронепоезда 41-го и 42-го диви­ зионов возвратились на базу. У далеких гор разноцветными огнями еще взрывались ра­ кеты, доносились слабые автоматные оче­ реди. Бронепоезда сдержали натиск врага. Фа­ шисты, хотя и прорвали внешний обвод Орджоникидзевского укрепленного района, но достичь даже окраины города уже не смогли. Здесь, в долине, у подножия двух высоких гор — Рух-Дзуар и Гудзе-Дзуар, покрытых густым лесом, советские гвардей­ цы и сибирские бронепоезда к 29 ноября 1942 года окончательно разгромили фаши­ стскую группировку, а немного спустя за­ брали инициативу в свои руки и погнали гитлеровцев с Северного Кавказа. Ранней весной 1943 года на базу стоянки сибирских бронепоездов прибыл новый командующий 9-й армией генерал-полков­ ник В. В. Гоголев. Он поздравил сибиряков с победой и сообщил, что экипаж 42-го ди­ визиона представлен к гвардейскому зва­ нию. За время боевых действий в составе войск Закавказского фронта 41-й и 42-й дивизио­ ны прошли с боями свыше 10.000 км и, при­ мерно столько же, — охраняя южные гра­ ницы СССР. За время боев на Северном Кавказе они совершили более 1.500 огневых налетов на позиции немцев. Фашисты хо­ рошо запомнили пребывание сибиряков на Тереке. Бронепоездами было уничтожено: 79 танков, 120 автомобилей, 22 артиллерий­ ских и минометных батарей, 16 наблюда­ тельных пунктов, 10 самолетов и до шести тысяч солдат и офицеров противника. Отличились в боях и получили прави­ тельственные награды 102 человека. В их числе: майоры М. М. Аркуша, П. Ф. Коно­ ненко, капитаны А. И. Лебедев, Г. М. Кло- гоцкий (посмертно), старшие лейтенанты В. И. Малышев, К. С. Лапицкий, лейтенан­ ты А. Я. Мазепа, В. А. Ермакович, И. Г. Прасолов, А. И. Омельчук, техник-лейте­ нант 2-го ранга С. А. Бадилевский. стар­ шие сержанты А. П. Козлов, А. И. Федоряк п другие. У скалистых «Эльхотовских ворот» и на западной окраине города Орджоникидзе си­ бирякам, жизнью своей и броней своей за­ щищавшим Северный Кавказ, возведены мо­ нументы Славы. До Оппельна на Одере Поздним вечером 25 мая 1942 года 49-й дивизион прибыл в Москву на Белорусский вокзал. Его экипаж, за небольшим исклю­ чением, состоял из железнодорожников-си- биряков. Ждать пришлось недолго: в понедельник 29 июня 1942 года дивизион покинул Мо­ скву. Следовали полным составом на Брян­ ский фронт в распоряжение командующего 13-й армией генерал-майора Н. П. Пухова. Командиры бронепоездов: «Железнодорож­ ника Алтая» — старший лейтенант Реунов и «Лунинца» — старший лейтенант Дани­ лович — готовили экипажи к предстоящим боям. Вскоре бронепоезда сибирского дивизиона вступили 6 соприкосновение с врагом. ...Первое боевое крещение бронепоезд «Лунинец» принял, держа оборону на стан­ ции Давыдовка — между Воронежем и Лисками, — пятого июля 1942 года. В этот день гитлеровцы бросили на бронепоезд две эскадрильи. 16 налетов совершили «Хейнке- ли» на бронепоезд, и все они были отраже­ ны зенитчиками лейтенанта Ильи Габитова. К вечеру бронепоезд вышел на перегон, чтобы уничтожить укрепленные точки про­ тивника. Выполнив боевое задание, «Луни­ нец» возвращался на базу. Гитлеровцы решили лишить маневренности бронирован­ ную крепость на колесах, а затем и уничто­ жить ее, для этого они разрушили железно­ дорожный путь по обе стороны бронепоез­ да. Теперь все зависело от действий маши­ ниста «Лунинца» — старшего сержанта Хурсика. И он не подвел. Коммунист Петр Хурсик, зорко следя за вражескими само­ летами, искусно и расчетливо маневрировал на маленьком, изолированном участке. Ни одна бомба не угодила в бронепоезд. Вскоре железнодорожный путь восстано­ вили, и «Лунинец» вышел из-под обстрела. На следующий день, 6 июля, противник силами до танкового батальона прорвал позиции наших войск и стремительно начал продвигаться в направлении железной до­ роги. Преградить путь врагу было поруче­ но бронепоезду «Лунинец». Бронепоезд двинулся на выполнение бое­ вого задания. Но не тут-то было: в резуль­ тате бомбового удара противника на пути «Лунинца» вышел из строя железнодорож­ ный мост через реку Икарец (под Лиска­ ми) — был поврежден один из береговых устоев. Петр Хурсик, трезво оценив обста­ новку, доложил командиру о том, что и в этих условиях можно’ прорваться на про­ тивоположный берег.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2