Сибирские огни, 1975, №3

Здесь велись подготовительные работы. За­ вершающие работы на остальных трех бро­ непоездах производились в депо. Секретаря горкома партии встречал Анд­ рей Иванович Будылин. После знакомства с работами, проводимыми на территории де­ по, направились в производственное здание, откуда доносились размеренно-глухие уда­ ры кувалд, металлический треск электро­ сварки, шипение резаков и горелок автоген­ щиков. Вот и первая производственная секция. Синий дымок висит над головами людей, у стволов орудий, окутывает шапки боевых рубок. Пахнет горящим металлом. Неболь­ шого роста, полный мужчина в замасленной шапке пошел навстречу Москвину. Это был Шалашов. Теперь он непосредственно руко­ водил работами по строительству броне­ поездов, которые не прекращались ни днем, ни ночью. Совсем рядом, на приземистую «овечку», как ласково называли рабочие паровозы серии «ОВ», «вползал» тяжелый брониро­ ванный лист. На второй канаве заканчива­ лась навеска брони на тайгинский броне­ поезд. Через несколько дней его оснастят приборами освещения, отопления, установят связь, боевую материальную часть... Однако работы двигались медленно. Не хватало рабочих рук. По совету Москвина, Будьггиеу пришлось снять с текущего ре­ монта паровозов людей во главе с Асано- вым и перебросить их на строительство бро­ непоездов. Возвращался Москвин из депо около по- луночи. У стен секции, прямо на деревянном полу, ощетинившись стволами, стояли 150 пулеметов, 16 орудий и гора ящиков с пат­ ронами. — На все шесть поездов хватит,— пере­ хватив взгляд Москвина, сказал Будыгин.— Только один ящик патронов пришлось из­ расходовать... — Это как «израсходовать»? — строго опросил Москвин. — Испытывали на прочность броневые листы после их термической обработки... — Понятно,— с облегчением проговорил Москвин.— Ну и как? — Прекрасная браня, не подведет на фронте. Кончился декабрь 1941 года. Сухие холод­ ные ветры, не останавливаясь ни на мину­ ту, гуляли между составами бронепоездов, взвихривая и бросая в лицо пригоршни ко­ лючего снега. Шалашов, пробираясь между составами, недовольно ворчал: «В депо не­ порядки, и в природе порядка нет». Александру Яковлевичу не нравилось, что строительство новосибирского поезда идет медленно, и все это потому, что больше вни­ мания уделяется текущему ремонту локо­ мотивов, чем строительству бронепоездов. После утренней планерки было решено >в помощь новосибирцам дать кузнецов. И де­ ло пошло. Руководил работами новосибир­ ской бригады энергичный и волевой чело­ век — Николай Зиновьев. Он с детства привык к тяжелому физи­ ческому труду, В 16 лет работал слесарем в паровозном депо станции Новосибирск, стал постепенно мастером своего дела. Пос­ ле прохождения действительной военной службы пошел рабо/ать на паровоз, и здесь трудовая слава сопровождала коммуниста: за отличные производственные показатели ему вручили орден «Знак Почета», а через несколько дней он был избран членом бюро Новосибирского горкома ВКЩб). На всю жизнь остался верен своему локомотиву, а в войну — бронированному, фронтовому. Он не покинул локомотива и после оконча­ ния войны, когда стал инженером... ...Огибая электросварочные аппараты, «кланяясь» каждому стволу орудия, к «го­ лове» бронепоезда приближалась группа людей, возглавляемая командующим вой­ сками Сибирского военного Округа генерал- лейтенантом Никифором Васильевичем Мед­ ведевым. В группе находились: член Воен­ ного совета М. В. Кулагин, командир буду­ щего первого сибирского дивизиона броне­ поездов капитан Я. И. Изместьев и коман­ диры входящих в него бронепоездов: стар­ ший лейтенант П. Ф. Фиоктистов и лейте­ нант В. И. Москальчук. У паровоза новосибирского бронепоезда группу встретил А. Я. Шалашов. Прибыв­ шие познакомились с ходом работ. Все го­ ворило о том, что они идут с опережением графика, и командующий с членом Военного совета воочию убедились, что ко второму января 1942 года оба бронепоезда будут от­ правлены в Новосибирск. После ухода из депо командующий и член Военного совета приняли в своем ва­ гоне машинистов Н. Зиновьева, И. Котова и А. Козлова. Машинисты вручили командо­ ванию округа рапорта с просьбой отправить их на фронт в составе экипажа бронепоез­ да, в строительстве которого они принимают участие. Желание железнодорожников было удов­ летворено. Вьюжной бурей, неудержимым звоном стали отшумела последняя декабрьская ночь 1941 года. Хмурое утро просочилось в ма­ ленькую комнатушку технического бюро де­ по. В комнатке — воздух настоен на никоти­ не, пропитан запахом человеческого пота. Табачный дым еще не успел рассосаться, и прозрачные сизые облачка жмутся у прое­ мов окон, тянутся к высокому потолку. Шли последние приготовления к обстрелу бронепоездов. Изместьев, Фиоктистов и Мо­ скальчук тщательно осматривали мате­ риальную часть, проверяли точность ее ус­ тановки, маневренность. В начале девятого подъехали генерал-лей­ тенант Н. В. Медведев, М. В. Кулагин, В. А. Москвин и Р. В. Белая. И вот первый бронепоезд медленно дви­ жется навстречу «врагу». У регулятора — Шалашов. На бронеплощадках: Белан, Мо­ сквин, Будыгин, Зиновьев, Кончухидзе. В будке машиниста Медведев и Кулагин. В командирской рубке — Изместьев. У орудий и пулеметов — боевые расчеты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2