Сибирские огни, 1975, №3
Здесь велись подготовительные работы. За вершающие работы на остальных трех бро непоездах производились в депо. Секретаря горкома партии встречал Анд рей Иванович Будылин. После знакомства с работами, проводимыми на территории де по, направились в производственное здание, откуда доносились размеренно-глухие уда ры кувалд, металлический треск электро сварки, шипение резаков и горелок автоген щиков. Вот и первая производственная секция. Синий дымок висит над головами людей, у стволов орудий, окутывает шапки боевых рубок. Пахнет горящим металлом. Неболь шого роста, полный мужчина в замасленной шапке пошел навстречу Москвину. Это был Шалашов. Теперь он непосредственно руко водил работами по строительству броне поездов, которые не прекращались ни днем, ни ночью. Совсем рядом, на приземистую «овечку», как ласково называли рабочие паровозы серии «ОВ», «вползал» тяжелый брониро ванный лист. На второй канаве заканчива лась навеска брони на тайгинский броне поезд. Через несколько дней его оснастят приборами освещения, отопления, установят связь, боевую материальную часть... Однако работы двигались медленно. Не хватало рабочих рук. По совету Москвина, Будьггиеу пришлось снять с текущего ре монта паровозов людей во главе с Асано- вым и перебросить их на строительство бро непоездов. Возвращался Москвин из депо около по- луночи. У стен секции, прямо на деревянном полу, ощетинившись стволами, стояли 150 пулеметов, 16 орудий и гора ящиков с пат ронами. — На все шесть поездов хватит,— пере хватив взгляд Москвина, сказал Будыгин.— Только один ящик патронов пришлось из расходовать... — Это как «израсходовать»? — строго опросил Москвин. — Испытывали на прочность броневые листы после их термической обработки... — Понятно,— с облегчением проговорил Москвин.— Ну и как? — Прекрасная браня, не подведет на фронте. Кончился декабрь 1941 года. Сухие холод ные ветры, не останавливаясь ни на мину ту, гуляли между составами бронепоездов, взвихривая и бросая в лицо пригоршни ко лючего снега. Шалашов, пробираясь между составами, недовольно ворчал: «В депо не порядки, и в природе порядка нет». Александру Яковлевичу не нравилось, что строительство новосибирского поезда идет медленно, и все это потому, что больше вни мания уделяется текущему ремонту локо мотивов, чем строительству бронепоездов. После утренней планерки было решено >в помощь новосибирцам дать кузнецов. И де ло пошло. Руководил работами новосибир ской бригады энергичный и волевой чело век — Николай Зиновьев. Он с детства привык к тяжелому физи ческому труду, В 16 лет работал слесарем в паровозном депо станции Новосибирск, стал постепенно мастером своего дела. Пос ле прохождения действительной военной службы пошел рабо/ать на паровоз, и здесь трудовая слава сопровождала коммуниста: за отличные производственные показатели ему вручили орден «Знак Почета», а через несколько дней он был избран членом бюро Новосибирского горкома ВКЩб). На всю жизнь остался верен своему локомотиву, а в войну — бронированному, фронтовому. Он не покинул локомотива и после оконча ния войны, когда стал инженером... ...Огибая электросварочные аппараты, «кланяясь» каждому стволу орудия, к «го лове» бронепоезда приближалась группа людей, возглавляемая командующим вой сками Сибирского военного Округа генерал- лейтенантом Никифором Васильевичем Мед ведевым. В группе находились: член Воен ного совета М. В. Кулагин, командир буду щего первого сибирского дивизиона броне поездов капитан Я. И. Изместьев и коман диры входящих в него бронепоездов: стар ший лейтенант П. Ф. Фиоктистов и лейте нант В. И. Москальчук. У паровоза новосибирского бронепоезда группу встретил А. Я. Шалашов. Прибыв шие познакомились с ходом работ. Все го ворило о том, что они идут с опережением графика, и командующий с членом Военного совета воочию убедились, что ко второму января 1942 года оба бронепоезда будут от правлены в Новосибирск. После ухода из депо командующий и член Военного совета приняли в своем ва гоне машинистов Н. Зиновьева, И. Котова и А. Козлова. Машинисты вручили командо ванию округа рапорта с просьбой отправить их на фронт в составе экипажа бронепоез да, в строительстве которого они принимают участие. Желание железнодорожников было удов летворено. Вьюжной бурей, неудержимым звоном стали отшумела последняя декабрьская ночь 1941 года. Хмурое утро просочилось в ма ленькую комнатушку технического бюро де по. В комнатке — воздух настоен на никоти не, пропитан запахом человеческого пота. Табачный дым еще не успел рассосаться, и прозрачные сизые облачка жмутся у прое мов окон, тянутся к высокому потолку. Шли последние приготовления к обстрелу бронепоездов. Изместьев, Фиоктистов и Мо скальчук тщательно осматривали мате риальную часть, проверяли точность ее ус тановки, маневренность. В начале девятого подъехали генерал-лей тенант Н. В. Медведев, М. В. Кулагин, В. А. Москвин и Р. В. Белая. И вот первый бронепоезд медленно дви жется навстречу «врагу». У регулятора — Шалашов. На бронеплощадках: Белан, Мо сквин, Будыгин, Зиновьев, Кончухидзе. В будке машиниста Медведев и Кулагин. В командирской рубке — Изместьев. У орудий и пулеметов — боевые расчеты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2