Сибирские огни, 1975, №3
Николай Янченков ОДЕТЫЕ В БРОНЮ В канун Октябрьского праздника 1941 го да особое задание получили железнодорож ники Томской (в настоящее время Западно- Сибирской магистрали): за тридцать дней и ночей им предстояло построить бронепоезд. Дело это было новое, и его надо было ос воить срочно. В кабинете заместителя начальника паро возного депо станции Новосибирск собра лись машинист локомотива Николай Зи новьев и трое бригадиров — Анатолий Ми хайлов, Федор Царенко, Николай Багатов. Им предстояло взять в свои руки рождение сибирского бронепоезда в невиданно сжа тый срок. В заснеженное утро 12 ноября 1941 года бригада передовых рабочих Новосибирского паровозного депо Томской железной дороги в составе 18 человек приступила к строи тельству бронепоезда. Кроме мастера, бри гадиров и разметчиков в нее вошли: сле сарь Павел Скурихин, кровельщик Михаил Кусов, машинист Виктор Вершинин, газоэлектросварщик Никифор Сигарев и другие. Суровая была зима. Горы снега обступали депо. Расчищать его было некому: надо бы ло успевать справляться с повышенным пла ном перевозок и ремонта паровозов, а вот Сейчас — и выполнять особое задание. Никифор Сигарев не выходил из депо ни днем, ни ночью — он был единственным специалистом по газоэлектросварке во всей ударной бригаде. Семь дней и семь ночей подгоняли брони рованные листы на специально подготовлен ные паровоз и тендер новосибирские паро возники. Семь дней и семь ночей одевали в броню железнодорожные платформы ново сибирские вагонники, а ранним утром вось мого декабря 1941 года бронированная кре пость на колесах была отправлена на до оборудование в Новокузнецк. Днем раньше ушел на дооборудование в Новокузнецк и бронепоезд, построенный тайгинскими железнодорожниками. В период с 9 по 11 декабря 1941 года на станции Новокузнецк начальник паровозно- го депо Будыгин, секретарь деповской пар тийной организации Пудинов и начальник вагонного депо Бабочкин только тем и зани мались, что встречали бригады строителей бронированных поездов, откомандирован ных в их распоряжение. С различных стан ций Томской магистрали прибывали они со своей материальной частью — подготовлен ными к дооборудованию паровозами и же лезнодорожными платформами. Первой прибыла бригада из Тайги во гла ве с техником Александром Кончухидзе, за тем — из Новосибирска, возглавляемая ма шинистом Николаем Зиновьевым. Позднее — из Рубцовки, Болотной, Белова, Топок, Инской... Город металлургов встречал их строгой деловитостью, суровой озабоченностью. На его плечи легла огромная тяжесть, наравне с Уралом он стал главным арсеналом сра жающейся Родины... Вместе со строителями для непосредст венного руководства работами прибыл за меститель начальника паровозной службы управления Томской железной дороги Миха ил Георгиевич Козловский. Поезда размещали на запасных путях де по, а людей — в пассажирских вагонах. Общее руководство работами было возло жено на заместителя начальника Томской железной дороги Александра Яковлевича Шалашова, а контроль за -выполнение« особого задания — на секретаря Новокуз нецкого горкома партии Василия Арсентье вича Москвина. ...В конце первой рабочей недели Василий Арсентьевич Москвин приехал в депо. Оки нул взглядом небольшую, зажатую между болотом и угольной шахтой территорию. На запасных путях стояли обтянутые «сырой» сталью паровозы и вагоны от трех броне поездов. И повсюду люди: на бронеплощад ках, под паровозами, внутри вагонов..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2