Сибирские огни, 1975, №3

Николай Янченков ОДЕТЫЕ В БРОНЮ В канун Октябрьского праздника 1941 го­ да особое задание получили железнодорож­ ники Томской (в настоящее время Западно- Сибирской магистрали): за тридцать дней и ночей им предстояло построить бронепоезд. Дело это было новое, и его надо было ос­ воить срочно. В кабинете заместителя начальника паро­ возного депо станции Новосибирск собра­ лись машинист локомотива Николай Зи­ новьев и трое бригадиров — Анатолий Ми­ хайлов, Федор Царенко, Николай Багатов. Им предстояло взять в свои руки рождение сибирского бронепоезда в невиданно сжа­ тый срок. В заснеженное утро 12 ноября 1941 года бригада передовых рабочих Новосибирского паровозного депо Томской железной дороги в составе 18 человек приступила к строи­ тельству бронепоезда. Кроме мастера, бри­ гадиров и разметчиков в нее вошли: сле­ сарь Павел Скурихин, кровельщик Михаил Кусов, машинист Виктор Вершинин, газоэлектросварщик Никифор Сигарев и другие. Суровая была зима. Горы снега обступали депо. Расчищать его было некому: надо бы­ ло успевать справляться с повышенным пла­ ном перевозок и ремонта паровозов, а вот Сейчас — и выполнять особое задание. Никифор Сигарев не выходил из депо ни днем, ни ночью — он был единственным специалистом по газоэлектросварке во всей ударной бригаде. Семь дней и семь ночей подгоняли брони­ рованные листы на специально подготовлен­ ные паровоз и тендер новосибирские паро­ возники. Семь дней и семь ночей одевали в броню железнодорожные платформы ново­ сибирские вагонники, а ранним утром вось­ мого декабря 1941 года бронированная кре­ пость на колесах была отправлена на до­ оборудование в Новокузнецк. Днем раньше ушел на дооборудование в Новокузнецк и бронепоезд, построенный тайгинскими железнодорожниками. В период с 9 по 11 декабря 1941 года на станции Новокузнецк начальник паровозно- го депо Будыгин, секретарь деповской пар­ тийной организации Пудинов и начальник вагонного депо Бабочкин только тем и зани­ мались, что встречали бригады строителей бронированных поездов, откомандирован­ ных в их распоряжение. С различных стан­ ций Томской магистрали прибывали они со своей материальной частью — подготовлен­ ными к дооборудованию паровозами и же­ лезнодорожными платформами. Первой прибыла бригада из Тайги во гла­ ве с техником Александром Кончухидзе, за­ тем — из Новосибирска, возглавляемая ма­ шинистом Николаем Зиновьевым. Позднее — из Рубцовки, Болотной, Белова, Топок, Инской... Город металлургов встречал их строгой деловитостью, суровой озабоченностью. На его плечи легла огромная тяжесть, наравне с Уралом он стал главным арсеналом сра­ жающейся Родины... Вместе со строителями для непосредст­ венного руководства работами прибыл за­ меститель начальника паровозной службы управления Томской железной дороги Миха­ ил Георгиевич Козловский. Поезда размещали на запасных путях де­ по, а людей — в пассажирских вагонах. Общее руководство работами было возло­ жено на заместителя начальника Томской железной дороги Александра Яковлевича Шалашова, а контроль за -выполнение« особого задания — на секретаря Новокуз­ нецкого горкома партии Василия Арсентье­ вича Москвина. ...В конце первой рабочей недели Василий Арсентьевич Москвин приехал в депо. Оки нул взглядом небольшую, зажатую между болотом и угольной шахтой территорию. На запасных путях стояли обтянутые «сырой» сталью паровозы и вагоны от трех броне поездов. И повсюду люди: на бронеплощад ках, под паровозами, внутри вагонов..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2