Сибирские огни, 1975, №3
ческой квартире — орбитальной станции (Салют-3». Почти ежедневно бываю в ЦУПе. Г олос Павла бодрый, но усталость в нем я улавливаю. Близится финиш поле та. Съезжается наша родня. Все устали ожидать... А каково им там? Уезжаю до мой. Ничего не ощущаю, кроме пустоты на сердце и совершенно пересохшего горла. Шофер пытается отвлечь, что-то рассказы вает, но ничего не слышу и ищу глазами родную мне звезду — <г Союз-14»... Да, много утекло воды с тех пор, как первый человек побывал в космосе. После В. М. Комарова дважды космонавтами ста ли В. Шаталов, А. Елисеев, А. Николаев и совсем недавно Павел Романович Попо вич. И надо полагать, они не последние. Взрослеет население космического Звезд ного городка. В нем появился в день 100-летия со дня рождения В. И. Ленина 22 апреля 1970 года первый «космический дед»... В семье космонавта Льва Сте пановича родился внук. И его, по еди нодушному мнению космонавтов, назвали Владимиром. Как знать, может, ему предстоит в числе носмонавтов-пионеров открывать и поко рять еще неизвестные человечеству планеты! Все может быть в наш атомно-космиче ский век... А пока «племя младое» и мало еще кому знакомое растет в Звездном городке и гото вится к возможным многомесячным косми ческим полетам в будущем, сегодня ее оби тателям еще предстоит множество самых земных дел... Ждут эти земные дела и Ма рину Лаврентьевну Попович... Осенью 1972 г. в жизни М. Л. Попович произошло важное событие: ее избрали партгрупоргом. Это доверие она заслужи ла всей своей жизнью. Передо мной на красочном бланке с пор третом В. И. Ленина «Социалистическое обязательство», написанное ее рукой: — Освоить полеты на вертолете «МИ-8»; — Защитить диссертацию; — Понизить ночной минимум на самоле те «АН-12»; — Подготовиться для сдачи экзаменов яа 1-й класс; — Освоить полеты на самолете «Л». Немногим больше полугода прошло по сле этого, а многие пункты уже выполне ны. Она защитила диссертацию, и ей при своена ученая степень кандидата гехниче- ских наук. Освоены полеты на вертолете «МИ-8». В апреле был сдан сложный, от ветственный экзамен, и ей присвоен выс ший летный класс — первый! Удалось ей понизить и «ночной минимум» на самолете «АН-12». Сейчас она осваивает ш леты на самолете «Л», и нет сомнения — сиравится и с этой задачей. 1975 год объявлен ЮНЕСКО междуна родным женским годом. У множества со ветских женщин уже имеются свои планы на этот год. Есть они и у Марины Лав рентьевны. В Антарктиду собирается большая спор тивная экспедиция... ...На столе у Марины Лаврентьевны ле жит карта шестого континента, исчерчен ная красными пунктирами будущих авиа трасс. Она уже встречалась с инициативной группой спортсменок, приступивших непо средственно к подготовке отважного ант арктического похода. А есть у Марины Лаврентьевны и более смелые планы на ближайшее будущее -— совершить на «Антее» сверхдальний транс атлантический перелет с женским экипа жем. И уже намечаются вероятные канди даты экипажа... ...Я мысленно оглядываюсь на ее боль шой путь в авиации. Ему почтя четверть века. И невольно думаю о том, что она на чала его здесь, на сибирской земле, в Ново сибирской области, в городе Новосибирске... В Пушкаревке прошли ее военное дет ство и юность. В деревне она училась в школе, а в авиационном техникуме — в го роде. Здесь, на Новосибирском заводе, по лучила она трудовую путевку в жизнь. В Новосибирском аэроклубе она впервые прыгнула с парашютом, научилась летать и стала авиационной спортсменкой. Вспоминаю этот нелегкий, самоотвержен ный путь и понимаю, что она не остано вится на том, что уже сделано ею в жизни. Она не мыслит ее себе без поисков и но вых свершений. Москва — Смоленск—Конаково — Саранск, Звездный городок—Новосибирск, Ояш — Бердск — Москва, 1970—1974 годы ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2