Сибирские огни, 1975, №3

ческой квартире — орбитальной станции (Салют-3». Почти ежедневно бываю в ЦУПе. Г олос Павла бодрый, но усталость в нем я улавливаю. Близится финиш поле­ та. Съезжается наша родня. Все устали ожидать... А каково им там? Уезжаю до­ мой. Ничего не ощущаю, кроме пустоты на сердце и совершенно пересохшего горла. Шофер пытается отвлечь, что-то рассказы­ вает, но ничего не слышу и ищу глазами родную мне звезду — <г Союз-14»... Да, много утекло воды с тех пор, как первый человек побывал в космосе. После В. М. Комарова дважды космонавтами ста­ ли В. Шаталов, А. Елисеев, А. Николаев и совсем недавно Павел Романович Попо­ вич. И надо полагать, они не последние. Взрослеет население космического Звезд­ ного городка. В нем появился в день 100-летия со дня рождения В. И. Ленина 22 апреля 1970 года первый «космический дед»... В семье космонавта Льва Сте­ пановича родился внук. И его, по еди­ нодушному мнению космонавтов, назвали Владимиром. Как знать, может, ему предстоит в числе носмонавтов-пионеров открывать и поко­ рять еще неизвестные человечеству планеты! Все может быть в наш атомно-космиче­ ский век... А пока «племя младое» и мало еще кому знакомое растет в Звездном городке и гото­ вится к возможным многомесячным косми­ ческим полетам в будущем, сегодня ее оби­ тателям еще предстоит множество самых земных дел... Ждут эти земные дела и Ма­ рину Лаврентьевну Попович... Осенью 1972 г. в жизни М. Л. Попович произошло важное событие: ее избрали партгрупоргом. Это доверие она заслужи­ ла всей своей жизнью. Передо мной на красочном бланке с пор­ третом В. И. Ленина «Социалистическое обязательство», написанное ее рукой: — Освоить полеты на вертолете «МИ-8»; — Защитить диссертацию; — Понизить ночной минимум на самоле­ те «АН-12»; — Подготовиться для сдачи экзаменов яа 1-й класс; — Освоить полеты на самолете «Л». Немногим больше полугода прошло по­ сле этого, а многие пункты уже выполне­ ны. Она защитила диссертацию, и ей при­ своена ученая степень кандидата гехниче- ских наук. Освоены полеты на вертолете «МИ-8». В апреле был сдан сложный, от­ ветственный экзамен, и ей присвоен выс­ ший летный класс — первый! Удалось ей понизить и «ночной минимум» на самолете «АН-12». Сейчас она осваивает ш леты на самолете «Л», и нет сомнения — сиравится и с этой задачей. 1975 год объявлен ЮНЕСКО междуна­ родным женским годом. У множества со­ ветских женщин уже имеются свои планы на этот год. Есть они и у Марины Лав­ рентьевны. В Антарктиду собирается большая спор­ тивная экспедиция... ...На столе у Марины Лаврентьевны ле­ жит карта шестого континента, исчерчен­ ная красными пунктирами будущих авиа­ трасс. Она уже встречалась с инициативной группой спортсменок, приступивших непо­ средственно к подготовке отважного ант­ арктического похода. А есть у Марины Лаврентьевны и более смелые планы на ближайшее будущее -— совершить на «Антее» сверхдальний транс­ атлантический перелет с женским экипа­ жем. И уже намечаются вероятные канди­ даты экипажа... ...Я мысленно оглядываюсь на ее боль­ шой путь в авиации. Ему почтя четверть века. И невольно думаю о том, что она на­ чала его здесь, на сибирской земле, в Ново­ сибирской области, в городе Новосибирске... В Пушкаревке прошли ее военное дет­ ство и юность. В деревне она училась в школе, а в авиационном техникуме — в го­ роде. Здесь, на Новосибирском заводе, по­ лучила она трудовую путевку в жизнь. В Новосибирском аэроклубе она впервые прыгнула с парашютом, научилась летать и стала авиационной спортсменкой. Вспоминаю этот нелегкий, самоотвержен­ ный путь и понимаю, что она не остано­ вится на том, что уже сделано ею в жизни. Она не мыслит ее себе без поисков и но­ вых свершений. Москва — Смоленск—Конаково — Саранск, Звездный городок—Новосибирск, Ояш — Бердск — Москва, 1970—1974 годы ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2