Сибирские огни, 1975, №3
...Она вспомнила, как впервые пришла в летно-иснытательную часть, кратно именуе мую ЛИЧ. В кабинете командира сидели на диване три летчика с хмурыми лицами. Ка залось, им только что крепко досталось от их начальника и каждый обдумывал свои невеселые мысли. Среднего роста, широкобровый, статный мужчина, сидевший за столом, поднялся ей навстречу и протянул руку. — Я летаю на «ИЛ-14»,— сказала Попо вич,— Сама я летчик-инструктор. Хочу стать, товарищ полковник, летчиком-испы- тателем. Хочу летать и испытывать новые самолеты. Трое сидевших на диване переглянулись между собой и встали как по команде. Кто-то из них (она не видела кто, ибо стоя ла к ним спиной) сказал: — Гляньте только на это мимолетное виденье... Она хочет летать. Вы слы шите, друзья мои? Она хочет испытывать самолеты. Послышался сдержанный смех. Марина обернулась. Летчики стояли и как ни в чем не бывало глядели на безлюдное поле аэро дрома. Она лишь пожала плечами. И тут же снова кто-то добавил: — Все мы хотим летать и испытывать са молеты. И давно уже хотим. Наконец вмешался их командир: — Ладно, ребята, пойдите покурите. Дай те мне поговорить с человеком. Летчики неторопливо покинули кабинет своего начальника. Марина Лаврентьевна рассказала ему о своем долгом и трудном пути в авиацию. Он не перебивал ее, не задавал вопросов. Когда она закончила, он некоторое время сидел задумчиво, подперев рукой подборо док. Потом встал и сказал: — Верю, хотите летать. Кандидатуру ва шу поддержу. О, как это важно, когда на твоем пути в жизни встречается человек, который верит тебе, понимает, что твои желания не при хоть, и ты не только хочешь, но и сможейь сделать то, к чему стремишься... В год, а то и в несколько лет «рождается» один новый самолет. Желающих испытывать «новинку» десятки летчиков У многих из них за плечами боевой опыт Великой Отече ственной войны, десятки испытанных само летов, получивших путевку в жизнь: И у всех у них существенное преимущество: лет но-испытательная работа — исконно муж ская профессия, начиная с появления первых самолетов в начале XX века. А у нее? У нее не было подобных данных, кроме настойчи вого желания посвятить себя профессии лет- чика-испытателя. ...И вот Марина Лаврентьевна начала «восхождение» по «начальственным» сту пенькам. .Неделю спустя она была у заместителя Главнокомандующего ВВС, потом у самого Главнокомандующего, который в заключе ние беседы сказал: — За направлением, товарищ Попович, приходите в штаб ВВС. Вам надо еще поле тать на реактивных, а тогда уже и на испы тательную работу... А потом, широко улыбнувшись, сказал: — Докажи им всем, летчикам-мужикам, дочка, что и самолеты ты испытывать смо жешь,—широко улыбнувшись, сказал гене рал-майор — Пусть они позавидуют твоей отчаянной профессии... Ну а муж-то как? Разрешит? Не боится за тебя? — Боится, конечно, ругает за горячность, товарищ генерал. Но он у меня понимает, что не летать мне нельзя. Сам летчик, как ему меня не поддержать!.. * * * И вот самолет на взлетной полосе. Плав но дает газ Попович. Тишину аэродрома разорвал, как взрыв, рев реактивного дви гателя. Она стала постепенно увеличивать оилу тяги. Насколько хватало сил, удержи вала тормозную гашетку. И, чтобы самолет не мог сдвинуться с места, включила фор саж. Быстро взглянула на приборы: все нор мально. Она плавно отпустила тормоза, и самолет начал разбег. «Но что это такое? Почему скорость нарастает так медленно?» Попович дала полный форсаж, пытаясь вы жать всю мощность из двигателя. Но само лет будто бы заупрямился, как норовистая лошадь — ни с места, скорость его осталась прежней. Еще секунда... Она увидела конец полосы... А вот и почувствовала толчок. «Значит летим,— пронеслась радостная мысль.— Скорее бы уйти от земли». Попо вич уверенно убрала шасси. И тут она по няла... Самолет не летит, а начинает падать... До нее доносился более слабый звук ра ботающего двигателя, чем раньше. Полет прерывался... Она быстро приняла решение выключить двигатель. Теряющий силу поле та самолет уже ничто не может удержать в воздухе, и он идет к земле. Покинуть ма шину не позволяла высота. И оставалось уже одно: посадить самолет, выключить все приборы, чтобы избежать взрыва. Одно мгновение, и перед глазами замелькала зем ля. Самолет остервенело «пашет» ее хищ ным носом. Сильные боковые толчки броса ют Попович по кабине из стороны в сторо ну. Она непрерывно бьется головой о «фо нарь». А самолет, будто бы еще больше разъярившись, продолжал беспощадно сно сить все на своем пути, будто пытался за рыться поглубже в землю. Левой рукой Попович уперлась в прибор ную доску, а правой быстро выключила ак кумулятор и генератор. И только когда самолет резко остановился, она вспомнила о ручке управления. Ее она выпустила из рук при ударе о землю. В подобных слу чаях ручка управления, как правило, пропа рывает летчика насквозь. Но в этой ава рийной обстановке ей все же повезло. Ин структор Кабрелев, сидевший рядом, вовре мя взял ручку управления на себя. Решение покинуть самолет приходит к Попович мгновенно. В крыле, фюзеляже тонны керосина, горит турбина. Еще не сколько секунд — и может последовать взрыв самолета...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2