Сибирские огни, 1975, №3

...Она вспомнила, как впервые пришла в летно-иснытательную часть, кратно именуе­ мую ЛИЧ. В кабинете командира сидели на диване три летчика с хмурыми лицами. Ка­ залось, им только что крепко досталось от их начальника и каждый обдумывал свои невеселые мысли. Среднего роста, широкобровый, статный мужчина, сидевший за столом, поднялся ей навстречу и протянул руку. — Я летаю на «ИЛ-14»,— сказала Попо­ вич,— Сама я летчик-инструктор. Хочу стать, товарищ полковник, летчиком-испы- тателем. Хочу летать и испытывать новые самолеты. Трое сидевших на диване переглянулись между собой и встали как по команде. Кто-то из них (она не видела кто, ибо стоя­ ла к ним спиной) сказал: — Гляньте только на это мимолетное виденье... Она хочет летать. Вы слы­ шите, друзья мои? Она хочет испытывать самолеты. Послышался сдержанный смех. Марина обернулась. Летчики стояли и как ни в чем не бывало глядели на безлюдное поле аэро­ дрома. Она лишь пожала плечами. И тут же снова кто-то добавил: — Все мы хотим летать и испытывать са­ молеты. И давно уже хотим. Наконец вмешался их командир: — Ладно, ребята, пойдите покурите. Дай­ те мне поговорить с человеком. Летчики неторопливо покинули кабинет своего начальника. Марина Лаврентьевна рассказала ему о своем долгом и трудном пути в авиацию. Он не перебивал ее, не задавал вопросов. Когда она закончила, он некоторое время сидел задумчиво, подперев рукой подборо­ док. Потом встал и сказал: — Верю, хотите летать. Кандидатуру ва­ шу поддержу. О, как это важно, когда на твоем пути в жизни встречается человек, который верит тебе, понимает, что твои желания не при­ хоть, и ты не только хочешь, но и сможейь сделать то, к чему стремишься... В год, а то и в несколько лет «рождается» один новый самолет. Желающих испытывать «новинку» десятки летчиков У многих из них за плечами боевой опыт Великой Отече­ ственной войны, десятки испытанных само­ летов, получивших путевку в жизнь: И у всех у них существенное преимущество: лет­ но-испытательная работа — исконно муж­ ская профессия, начиная с появления первых самолетов в начале XX века. А у нее? У нее не было подобных данных, кроме настойчи­ вого желания посвятить себя профессии лет- чика-испытателя. ...И вот Марина Лаврентьевна начала «восхождение» по «начальственным» сту­ пенькам. .Неделю спустя она была у заместителя Главнокомандующего ВВС, потом у самого Главнокомандующего, который в заключе­ ние беседы сказал: — За направлением, товарищ Попович, приходите в штаб ВВС. Вам надо еще поле­ тать на реактивных, а тогда уже и на испы­ тательную работу... А потом, широко улыбнувшись, сказал: — Докажи им всем, летчикам-мужикам, дочка, что и самолеты ты испытывать смо­ жешь,—широко улыбнувшись, сказал гене­ рал-майор — Пусть они позавидуют твоей отчаянной профессии... Ну а муж-то как? Разрешит? Не боится за тебя? — Боится, конечно, ругает за горячность, товарищ генерал. Но он у меня понимает, что не летать мне нельзя. Сам летчик, как ему меня не поддержать!.. * * * И вот самолет на взлетной полосе. Плав­ но дает газ Попович. Тишину аэродрома разорвал, как взрыв, рев реактивного дви­ гателя. Она стала постепенно увеличивать оилу тяги. Насколько хватало сил, удержи­ вала тормозную гашетку. И, чтобы самолет не мог сдвинуться с места, включила фор­ саж. Быстро взглянула на приборы: все нор­ мально. Она плавно отпустила тормоза, и самолет начал разбег. «Но что это такое? Почему скорость нарастает так медленно?» Попович дала полный форсаж, пытаясь вы­ жать всю мощность из двигателя. Но само­ лет будто бы заупрямился, как норовистая лошадь — ни с места, скорость его осталась прежней. Еще секунда... Она увидела конец полосы... А вот и почувствовала толчок. «Значит летим,— пронеслась радостная мысль.— Скорее бы уйти от земли». Попо­ вич уверенно убрала шасси. И тут она по­ няла... Самолет не летит, а начинает падать... До нее доносился более слабый звук ра­ ботающего двигателя, чем раньше. Полет прерывался... Она быстро приняла решение выключить двигатель. Теряющий силу поле­ та самолет уже ничто не может удержать в воздухе, и он идет к земле. Покинуть ма­ шину не позволяла высота. И оставалось уже одно: посадить самолет, выключить все приборы, чтобы избежать взрыва. Одно мгновение, и перед глазами замелькала зем­ ля. Самолет остервенело «пашет» ее хищ­ ным носом. Сильные боковые толчки броса­ ют Попович по кабине из стороны в сторо­ ну. Она непрерывно бьется головой о «фо­ нарь». А самолет, будто бы еще больше разъярившись, продолжал беспощадно сно­ сить все на своем пути, будто пытался за­ рыться поглубже в землю. Левой рукой Попович уперлась в прибор­ ную доску, а правой быстро выключила ак­ кумулятор и генератор. И только когда самолет резко остановился, она вспомнила о ручке управления. Ее она выпустила из рук при ударе о землю. В подобных слу­ чаях ручка управления, как правило, пропа­ рывает летчика насквозь. Но в этой ава­ рийной обстановке ей все же повезло. Ин­ структор Кабрелев, сидевший рядом, вовре­ мя взял ручку управления на себя. Решение покинуть самолет приходит к Попович мгновенно. В крыле, фюзеляже тонны керосина, горит турбина. Еще не­ сколько секунд — и может последовать взрыв самолета...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2