Сибирские огни, 1975, №3
стокилометровом замкнутом треугольном маршруте. ,, Этот полет был назначен на 11 августа 1964 года. На борту самолета установили приборы, регистрирующие полет. «Дельфин» взвесили и опломбировали. Высота полета была за дана в пять тысяч метров, маршрут заранее рассчитан, проложен и подготовлен. ...В этот день Марина Попович совершила три полета. Из них два, как говорят в ар тиллерии, были «пристрелками». В первый полет ринулась она, вкладывая в него всю волю, помноженную на летное мастерство. А он оказался «холостым выст релом», сделанным, по существу, впустую. И виновником неудачи было безобидное с виду облачко. Как бы шутя, облако засло нило кинофототеодолитные установки, и они не зарегистрировали пролета самолета. Попович совершила второй полет в. тот же день. Но уже сама в него не верила, сомне валась. Под впечатлением первой неудачи она еще не сумела мобилизоваться и почув ствовать ту самую необыкновенную легкость, когда наступает полное слияние летчика с самолетом и он ощущает, будто сам «ввин чивается» в воздух И тогда Попович решилась на третий по лет в тот же день. Ее отговаривали, советовали перенести, но она была непреклонна: «Лететь, и только сегодня...» После полета она шла по аэродрому и чув ствовала себя крайне усталой, пот слепил ей глаза, едва повиновались ноги. Она очну лась, лишь когда ее окружили друзья, все, кто ее готовил к полету, и Марина попала в их объятия. И хотя еще регистрационные приборы не расшифровали полетных резуль татов, она подсознательно чувствовала: «Все будет нормально». * Ф * Рекорд! Побитие прежнего рекорда! Но вый рекорд! Может быть, для непосвященных не ясно, в чем заключена суть таких полетов, ведь со стороны все это выглядит увлекательно и красиво. Но для тех, кто летает, а вернее, работает летчиком-испытателем, понятно, ка ким необычайным по сложности и ответст венности бывает каждый полет, какой отча янной смелости требует он. Павел Романович Попович, о смелости ко торого говорит вся его богатая летная био графия, когда наблюдал за полетом жены на «Дельфине», и то заметно волновался. Внеш не спокойный, он замер от напряжения, с тревогой провожая стремительно пронес шуюся в воздухе машину. Встретив одним из первых Марину Лаврентьевну, вылезав шую из кабины самолета, он преподнес ей букет роз и сказал: — Больше не пущу.. И тогда она напомнила ему о разговоре перед их свадьбой: — Крылья друг другу не подрезать... Пом нишь, Паша, наш уговор? ...В кругу родных и друзей, когда все они сидели за праздничным столом, внезапно появился штурман экипажа Марины Лав рентьевны — Виктор Абрамичев, и преподнес сюрприз: приборы зарегистрировали ско рость полета Марины Попович, почти на 100 километров в час превышающую преж ний мировой рекорд В конце 1964 года из Парижа пришло под тверждение, что рекорд на самолете «Л-29» («Дельфин») официально утвержден ФАИ как новый мировой рекорд. За этот рекорд Марине Лаврентьевне бы ла присуждена Золотая медаль и присвоено звание мастера спорта СССР. ...А Марина считает, и не без основания, что она была награждена д в а ж д ы за этот рекорд, ибо он открыл ей путь в лет чики-испытатели, куда она мечтала попасть более десяти лет. В своих воспоминаниях она пишет «К мо ему счастью, после полетов на первый ре корд я была допущена к сложным экза менам на звание военного летчика-испы- тателя». Марина Лаврентьевна Попович окончила академию Гражданской авиации в 1967 году, а Павел Романович, будто бы «преследуя» жену, окончил Военно-воздушную инженер ную академию имени Н. Е. Жуковского в 1968-м. О том, что между ними продолжается по стоянное семейное соревнование в овладе нии новыми знаниями, в достижении новых высот в науке, говорит и такой последний факт... М. Л. Попович зимой в 1973 году защити ла диссертацию и стала кандидатом техниче ских наук. В беседе с корреспондентом «Известий» в июне 1974 года летчик-космонавт П.. Р. По пович на вопрос, чем он будет заниматься после предстоящего полета, ответил: «Зай мусь своей диссертацией, посвященной кос мическим полетам». Крылья крепнут в полете С того времени, как Марина Васильева увидела стремительный взлет истребителя с заводского аэродрома и поделилась со своей подругой Надей: «Вот бы на таком поле тать. Хотелось бы мне быть летчиком-испы тателем», прошло четырнадцать лет. За ее плечами — годы учебы в Центральной летной школе, годы работы летчиком-инструктором в Саранске, Ворошиловграде и Москве, на града за мужество и высокое летное мастер ство, проявленное при выполнении полетов на воздушных парадах 1958-61 гг.— орден «Знак Почета», и мировой рекорд на «Дель фине». Ей присвоено воинское звание «стар ший лейтенант». Учится на 3-м курсе авиа ционного института. Теперь-то уж она име ет право проситься на летно-испытательную работу. Кто усомнится, что в авиации она случайно и профессия летчика — не ее при звание?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2