Сибирские огни, 1975, №3

стокилометровом замкнутом треугольном маршруте. ,, Этот полет был назначен на 11 августа 1964 года. На борту самолета установили приборы, регистрирующие полет. «Дельфин» взвесили и опломбировали. Высота полета была за­ дана в пять тысяч метров, маршрут заранее рассчитан, проложен и подготовлен. ...В этот день Марина Попович совершила три полета. Из них два, как говорят в ар­ тиллерии, были «пристрелками». В первый полет ринулась она, вкладывая в него всю волю, помноженную на летное мастерство. А он оказался «холостым выст­ релом», сделанным, по существу, впустую. И виновником неудачи было безобидное с виду облачко. Как бы шутя, облако засло­ нило кинофототеодолитные установки, и они не зарегистрировали пролета самолета. Попович совершила второй полет в. тот же день. Но уже сама в него не верила, сомне­ валась. Под впечатлением первой неудачи она еще не сумела мобилизоваться и почув­ ствовать ту самую необыкновенную легкость, когда наступает полное слияние летчика с самолетом и он ощущает, будто сам «ввин­ чивается» в воздух И тогда Попович решилась на третий по­ лет в тот же день. Ее отговаривали, советовали перенести, но она была непреклонна: «Лететь, и только сегодня...» После полета она шла по аэродрому и чув­ ствовала себя крайне усталой, пот слепил ей глаза, едва повиновались ноги. Она очну­ лась, лишь когда ее окружили друзья, все, кто ее готовил к полету, и Марина попала в их объятия. И хотя еще регистрационные приборы не расшифровали полетных резуль­ татов, она подсознательно чувствовала: «Все будет нормально». * Ф * Рекорд! Побитие прежнего рекорда! Но­ вый рекорд! Может быть, для непосвященных не ясно, в чем заключена суть таких полетов, ведь со стороны все это выглядит увлекательно и красиво. Но для тех, кто летает, а вернее, работает летчиком-испытателем, понятно, ка­ ким необычайным по сложности и ответст­ венности бывает каждый полет, какой отча­ янной смелости требует он. Павел Романович Попович, о смелости ко­ торого говорит вся его богатая летная био­ графия, когда наблюдал за полетом жены на «Дельфине», и то заметно волновался. Внеш­ не спокойный, он замер от напряжения, с тревогой провожая стремительно пронес­ шуюся в воздухе машину. Встретив одним из первых Марину Лаврентьевну, вылезав­ шую из кабины самолета, он преподнес ей букет роз и сказал: — Больше не пущу.. И тогда она напомнила ему о разговоре перед их свадьбой: — Крылья друг другу не подрезать... Пом­ нишь, Паша, наш уговор? ...В кругу родных и друзей, когда все они сидели за праздничным столом, внезапно появился штурман экипажа Марины Лав­ рентьевны — Виктор Абрамичев, и преподнес сюрприз: приборы зарегистрировали ско­ рость полета Марины Попович, почти на 100 километров в час превышающую преж­ ний мировой рекорд В конце 1964 года из Парижа пришло под­ тверждение, что рекорд на самолете «Л-29» («Дельфин») официально утвержден ФАИ как новый мировой рекорд. За этот рекорд Марине Лаврентьевне бы­ ла присуждена Золотая медаль и присвоено звание мастера спорта СССР. ...А Марина считает, и не без основания, что она была награждена д в а ж д ы за этот рекорд, ибо он открыл ей путь в лет­ чики-испытатели, куда она мечтала попасть более десяти лет. В своих воспоминаниях она пишет «К мо­ ему счастью, после полетов на первый ре­ корд я была допущена к сложным экза­ менам на звание военного летчика-испы- тателя». Марина Лаврентьевна Попович окончила академию Гражданской авиации в 1967 году, а Павел Романович, будто бы «преследуя» жену, окончил Военно-воздушную инженер­ ную академию имени Н. Е. Жуковского в 1968-м. О том, что между ними продолжается по­ стоянное семейное соревнование в овладе­ нии новыми знаниями, в достижении новых высот в науке, говорит и такой последний факт... М. Л. Попович зимой в 1973 году защити­ ла диссертацию и стала кандидатом техниче­ ских наук. В беседе с корреспондентом «Известий» в июне 1974 года летчик-космонавт П.. Р. По­ пович на вопрос, чем он будет заниматься после предстоящего полета, ответил: «Зай­ мусь своей диссертацией, посвященной кос­ мическим полетам». Крылья крепнут в полете С того времени, как Марина Васильева увидела стремительный взлет истребителя с заводского аэродрома и поделилась со своей подругой Надей: «Вот бы на таком поле­ тать. Хотелось бы мне быть летчиком-испы­ тателем», прошло четырнадцать лет. За ее плечами — годы учебы в Центральной летной школе, годы работы летчиком-инструктором в Саранске, Ворошиловграде и Москве, на­ града за мужество и высокое летное мастер­ ство, проявленное при выполнении полетов на воздушных парадах 1958-61 гг.— орден «Знак Почета», и мировой рекорд на «Дель­ фине». Ей присвоено воинское звание «стар­ ший лейтенант». Учится на 3-м курсе авиа­ ционного института. Теперь-то уж она име­ ет право проситься на летно-испытательную работу. Кто усомнится, что в авиации она случайно и профессия летчика — не ее при­ звание?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2