Сибирские огни, 1975, №3

порождал споры об авиации, сталкивал их в личных делах и летных... Никто эти споры не планировал. Разговоры об успехах в авиации, о достижениях и неудачах друзей, товарищей и неизвестных им летчиков воз­ никали стихийно, как возникают подчас стихийно бытовые разговоры в любой семье. Если же к тому напомнить, что оба они постоянно учились, овладевали новыми нау­ ками, то само собой разумеется, дух сорев­ нования между мужем и женой — людьми одной профессии, был неизбежен и законо­ мерен. Павел Романович постигал в те годы новую космическую науку, Марина Лав­ рентьевна училась в академии Гражданской авиации. И спорить им было о чем... В начале XX века — века зарождения авиации, в 1906 году был установлен ре­ корд скорости полета самолета — 40 кило­ метров в час. А спустя 40 лет, в послевоен­ ные годы, авиация с поршневыми двигате­ лями со скоростью 500 —600 километров в час уже никого не удовлетворяла. В первый послевоенный год — 1946 — в воздух поднялись два типа советских реак­ тивных самолетов «ЯК-15» и «МиГ-9». Их скорость превышала 900 километров в час. А десять лет спустя Павел Попович уже ле­ тал на сверхзвуковых истребителях со ско­ ростью 2000 километров в час. В 60-е годы Марина Лаврентьевна стала учиться техни­ ке пилотирования на реактивных спортив­ ных самолетах... В начале 30-х годов (годы рождения Пав­ ла и Марины Попович) группа изучения ре­ активного движения (ГИРД) при Централь­ ном Совете Осоавиахима запускает первые опытные ракеты на десятки-сотни метров... А 4 октября 1957 года космический полет пе­ рестал быть плодом фантазии человека. Ра- кета, созданная умом и руками людей, вы­ несла на космическую орбиту первый искус­ ственный спутник. 12 апреля 1961 года (или полвека спустя после того, как аэроплан установил ре­ корд —40 километров в час) первым чело­ веком, вырвавшимся в космос в ракете, был гражданин Советского Союза, майор,’ лет­ чик-истребитель Юрий Алексеевич Гага­ рин. После этого полета космос из от­ влеченного понятия ученых и придумок пи- сателей-фантастов стал реальным фактом и вошел в нашу жизнь. Вошел он в те годы и в жизнь семьи По­ повичей. Павел Романович готовился к по­ летам в космос, а Марина Лаврентьевна — к установлению мирового рекорда скорости на реактивном самолете. И отнюдь не често­ любием объясняется ее одержимость. В сво­ их воспоминаниях она пишет: «Радость и гордость вызывали у меня мировые рекорд­ сменки по парашютному и планерному спорту —-советские женщины Пряхина, Се­ ливерстова, Скопинова, Солодушенкова, Ра- Денская. Их имена были широко известны международному авиационному спортивному миру. Но вместе с тем, огорчало то, что са­ молетные мировые рекорды принадлежат не нашим женщинам». И чтобы самолетные ми­ ровые рекорды не оставались достоянием только зарубежных спортсменок, М. Л. По­ пович приступила к подготовке более высо­ кого достижения. То были годы стремительного развития новой космической науки и настойчивого прорыва в космос... 12 августа 1962 года Павел Романович Попович стал четвертым на земле челове­ ком, кому довелось побывать в космосе. В начале 1964 года Марина Лаврентьевна приступила к подготовке на побитие мирово­ го рекорда. Вместе с ней готовилась к поле­ там и ее подруга- по группе парадного зве­ на спортивных самолетов Алла Михайловна Шихина. Подготовка обеих известных уже своим высоким спортивным майтерством летчиц на­ чалась, как принято в таких случаях, с тео­ ретической учебы. Попович и Шихину напра­ вили в конструкторское бюро, которым руко­ водил Главный конструктор Александр Сер­ геевич Яковлев. ...В музее «КБ» Яковлева Попович и Ши­ хина увидели модели и фотографии легких планеров и самолетов, начиная от первых марок до последних конструкций наших дней. Главный конструктор, переходя последо­ вательно ,от стенда к стенду, знакомил лет- чид-спортсменок с историей отечественного' самолетостроения. Потом они познакомились с людьми и ра­ бочим помещением «КВ», размещенным в многоэтажном здании. Для изучения необхо­ димых описаний и руководств им выделили отдельную комнату, а консультантами по- различным вопросам самолетостроения бы­ ли назначены заместители Главного кон­ структора. Главный же предупредил Попо­ вич и Шихину, что лично сам будет прини­ мать у них экзамены. Теоретическая подготовка летчиц-спорт- сменок длилась около двух месяцев. Обе они сдали экзамен на «отлично». * * В летной жизни Марины Лаврентьевны это был первый реактивный самолет - «Л-29» чехословацкого производства. В то время он только проходил государственные испытания. Двухместный моноплан с одним двигате­ лем и высоко расположенным хвостовым оперением. Передняя часть фюзеляжа «Л-29» напоминала голову дельфина, отчего он и получил название «Дельфин». Из заметных преимуществ этого самолета по сравнению с другими конструкциями бы­ ло то, что в нем удачно сочеталась большая скорость при малом весе. На взлете самолет был устойчив, быстро набирал скорость, не ощущалось и самого разворота. Итак, Мариной Лаврентьевной Попович было задумано ^ на самолете «Дельфин» побить мировой рекорд скорости на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2