Сибирские огни, 1975, №3
порождал споры об авиации, сталкивал их в личных делах и летных... Никто эти споры не планировал. Разговоры об успехах в авиации, о достижениях и неудачах друзей, товарищей и неизвестных им летчиков воз никали стихийно, как возникают подчас стихийно бытовые разговоры в любой семье. Если же к тому напомнить, что оба они постоянно учились, овладевали новыми нау ками, то само собой разумеется, дух сорев нования между мужем и женой — людьми одной профессии, был неизбежен и законо мерен. Павел Романович постигал в те годы новую космическую науку, Марина Лав рентьевна училась в академии Гражданской авиации. И спорить им было о чем... В начале XX века — века зарождения авиации, в 1906 году был установлен ре корд скорости полета самолета — 40 кило метров в час. А спустя 40 лет, в послевоен ные годы, авиация с поршневыми двигате лями со скоростью 500 —600 километров в час уже никого не удовлетворяла. В первый послевоенный год — 1946 — в воздух поднялись два типа советских реак тивных самолетов «ЯК-15» и «МиГ-9». Их скорость превышала 900 километров в час. А десять лет спустя Павел Попович уже ле тал на сверхзвуковых истребителях со ско ростью 2000 километров в час. В 60-е годы Марина Лаврентьевна стала учиться техни ке пилотирования на реактивных спортив ных самолетах... В начале 30-х годов (годы рождения Пав ла и Марины Попович) группа изучения ре активного движения (ГИРД) при Централь ном Совете Осоавиахима запускает первые опытные ракеты на десятки-сотни метров... А 4 октября 1957 года космический полет пе рестал быть плодом фантазии человека. Ра- кета, созданная умом и руками людей, вы несла на космическую орбиту первый искус ственный спутник. 12 апреля 1961 года (или полвека спустя после того, как аэроплан установил ре корд —40 километров в час) первым чело веком, вырвавшимся в космос в ракете, был гражданин Советского Союза, майор,’ лет чик-истребитель Юрий Алексеевич Гага рин. После этого полета космос из от влеченного понятия ученых и придумок пи- сателей-фантастов стал реальным фактом и вошел в нашу жизнь. Вошел он в те годы и в жизнь семьи По повичей. Павел Романович готовился к по летам в космос, а Марина Лаврентьевна — к установлению мирового рекорда скорости на реактивном самолете. И отнюдь не често любием объясняется ее одержимость. В сво их воспоминаниях она пишет: «Радость и гордость вызывали у меня мировые рекорд сменки по парашютному и планерному спорту —-советские женщины Пряхина, Се ливерстова, Скопинова, Солодушенкова, Ра- Денская. Их имена были широко известны международному авиационному спортивному миру. Но вместе с тем, огорчало то, что са молетные мировые рекорды принадлежат не нашим женщинам». И чтобы самолетные ми ровые рекорды не оставались достоянием только зарубежных спортсменок, М. Л. По пович приступила к подготовке более высо кого достижения. То были годы стремительного развития новой космической науки и настойчивого прорыва в космос... 12 августа 1962 года Павел Романович Попович стал четвертым на земле челове ком, кому довелось побывать в космосе. В начале 1964 года Марина Лаврентьевна приступила к подготовке на побитие мирово го рекорда. Вместе с ней готовилась к поле там и ее подруга- по группе парадного зве на спортивных самолетов Алла Михайловна Шихина. Подготовка обеих известных уже своим высоким спортивным майтерством летчиц на чалась, как принято в таких случаях, с тео ретической учебы. Попович и Шихину напра вили в конструкторское бюро, которым руко водил Главный конструктор Александр Сер геевич Яковлев. ...В музее «КБ» Яковлева Попович и Ши хина увидели модели и фотографии легких планеров и самолетов, начиная от первых марок до последних конструкций наших дней. Главный конструктор, переходя последо вательно ,от стенда к стенду, знакомил лет- чид-спортсменок с историей отечественного' самолетостроения. Потом они познакомились с людьми и ра бочим помещением «КВ», размещенным в многоэтажном здании. Для изучения необхо димых описаний и руководств им выделили отдельную комнату, а консультантами по- различным вопросам самолетостроения бы ли назначены заместители Главного кон структора. Главный же предупредил Попо вич и Шихину, что лично сам будет прини мать у них экзамены. Теоретическая подготовка летчиц-спорт- сменок длилась около двух месяцев. Обе они сдали экзамен на «отлично». * * В летной жизни Марины Лаврентьевны это был первый реактивный самолет - «Л-29» чехословацкого производства. В то время он только проходил государственные испытания. Двухместный моноплан с одним двигате лем и высоко расположенным хвостовым оперением. Передняя часть фюзеляжа «Л-29» напоминала голову дельфина, отчего он и получил название «Дельфин». Из заметных преимуществ этого самолета по сравнению с другими конструкциями бы ло то, что в нем удачно сочеталась большая скорость при малом весе. На взлете самолет был устойчив, быстро набирал скорость, не ощущалось и самого разворота. Итак, Мариной Лаврентьевной Попович было задумано ^ на самолете «Дельфин» побить мировой рекорд скорости на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2