Сибирские огни, 1975, №3

канчиваются, и она, не полетав, вынуждена была возвращаться домой. Ее благородное стремление понимали лю- дн, с которыми она работала на заводе, и помогали ей. В беседе со мной Марина Лаврентьевна рассказывала об этом добром отношении заводских товарищей с чувством искренней благодарности. — На заводе очень чутко относились к моей мечте летать,— говорит она.—К концу года меня перевели в ночную смену и сокра­ тили рабочий день до 6 часов, оставив преж­ нюю зарплату. У меня был весь день сво­ бодным, и я по 3 —4 часа проводила на аэродроме, летала. На всю жизнь сохранила я тепло, доброту и внимание этих замеча­ тельных людей, товарищей, с которыми вме­ сте работала. ...Иногда подругам удавалось выкроить время и походить по зеленым улицам Ново­ сибирска, неподалеку от Надиного дома. И каждый раз, услышав, как воздух паз- рывает пронзающий небо самолет. Ма­ рина останавливалась и, подняв голову, любовалась полетом серебристого кра­ савца. С грустью проводив однажды взгля­ дом самолет, она сказала: — Вот бы на таком, Надюша, подняться в воздух... Там настоящие летчики! Не то, что я, кляча, ползаю по небу. — Не прибедняйся, Марина, ты же отлич­ но летаешь, а скоро станешь известной авиа­ ционной спортсменкой. Чего тебе еще надо? — Учиться хочу, Надюша. Хочу летать на истребителях. А нас, женщин, дальше спорта в авиацию не пускают. Ну, что делать, Надюша? Превратить себя в мужика, как Надежда Дурова? На­ пялить штаны и приклеить усы? На войне все было проще. И женщины вое­ вали... А разве героизм Расковой, Осипенко, Чечневой, Ямщиковой и многих других не убедительное доказательство летной способ­ ности женщин? — То была война, Мариночка. А сейчас решили нас, женщин, поберечь. Кому ты чего докажешь? На спортивных летать нам не за­ прещают. И будь тем довольна, летай... А я недовольна. Хочу стать летчи- ком-профессионалом. Понимаешь? — громко н возмущенно ответила подруге Марина, будто та была виновата в ее горе. Надя поглядела на ее решительный вид и поняла, что Марина определенно что-то за­ думала. Разве ее остановят какие-либо до­ воды? Поеду я, Надя, в Москву правду ис­ кать,—сказала она. * * И Марина Васильева вскоре после разго- вора с Надеждой Гавриловой уехала в Мо­ скву. В Президиуме Верховного Совета ей уда­ лось записаться на прием к К. Е. Вороши­ лову. Она оказалась в списке последней. Ворошилов поднял на нее усталый взгляд а спросил неожиданно: — Летать, значит, хотите? Она доложила по-военному: — Так точно, товарищ Маршал Советско­ го Союза! — Ну, хорошо, летайте, только хорошо ле­ тайте, прославляйте нашу Родину! — Буду стараться, Климент Ефремович! Забегая несколько вперед, можно сказать: слово свое, данное Ворошилову, Марина Лаврентьевна сдержала. 13 мировых рекор­ дов она установила на пилотируемых ею са­ молетах. За блестящие авиационные дости­ жения она награждена Большой Золотой ме­ далью ФАИ и дипломом Пауля Тиссаньде. ...На заявление М. Васильевой Климент Ефремович Ворошилов наложил резолюцию: «Председателю ДОСААФ генерал-майору Каманину. Рассмотреть заявление и, если есть соответствующие данные, направить на учебу». Еще не веря такому счастливому исходу своей поездки в Москву, Марина на другой день уехала в Новосибирск. По приезде она отправилась на завод. Товарищи были рады ее удаче: «Молодец, Марина, добилась свое­ го...». Она передала свой участок работы, снялась с комсомольского учета и уволилась с завода Провожать Марину в училище пришли все ее близкие подруги но аэроклубу: Люба Че­ репанова, Мира Смехова — «аэродромная докторша», Зина Хатюшина и, конечно, са­ мая близкая из них — Надя Гаврилова. Напутствия, советы, пожелания «сыплют­ ся» со всех сторон. А тем временем, пока идут прощальные разговоры, озабоченная Татьяна Матвеев­ на — мать Нади — рассовывает съестные припасы в ее чемодан и авоську, пытаясь припомнить, чего еще она не положила ей на дорогу. — До встречи, девочки! — кричит Марина из окна отходящего поезда. У нее блестят глаза от слез: всегда трудно расставаться с дорогими людьми, куда-бы ты ни уезжал. Поезд идет в Москву. Там, под Москвой, на Тушинском аэродроме ей предстоит поднять­ ся в небо и держать ответственный экзамен по технике пилотирования. От этого экзамена зависело: учиться ли ей дальше в Центральной летной школе или остаться в начальном классе авиации —- аэроклубе... Проверка техники пилотирования на Ту­ шинском аэродроме для Марины Васильевой прошла успешно. Она уверенно и легко под­ няла самолет в воздух, доложила по радио­ связи о том, что заняла зону и, получив раз­ решение, приступила к выполнению задания. «Штопоры», «бочки», боевые развороты и виражи — все было проделано ею легко, сво­ бодно и точно. На следующий день утром поезд увозил Марину Васильеву в Центральную объеди­ ненную летно-техническую школу в Саранск. В жизни учиться — всегда пригодится В семью Поповичей, как только они поже­ нились (хотели ли они того или нет), незри­ мо вошел задорный дух соревнования. Он

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2