Сибирские огни, 1975, №3
канчиваются, и она, не полетав, вынуждена была возвращаться домой. Ее благородное стремление понимали лю- дн, с которыми она работала на заводе, и помогали ей. В беседе со мной Марина Лаврентьевна рассказывала об этом добром отношении заводских товарищей с чувством искренней благодарности. — На заводе очень чутко относились к моей мечте летать,— говорит она.—К концу года меня перевели в ночную смену и сокра тили рабочий день до 6 часов, оставив преж нюю зарплату. У меня был весь день сво бодным, и я по 3 —4 часа проводила на аэродроме, летала. На всю жизнь сохранила я тепло, доброту и внимание этих замеча тельных людей, товарищей, с которыми вме сте работала. ...Иногда подругам удавалось выкроить время и походить по зеленым улицам Ново сибирска, неподалеку от Надиного дома. И каждый раз, услышав, как воздух паз- рывает пронзающий небо самолет. Ма рина останавливалась и, подняв голову, любовалась полетом серебристого кра савца. С грустью проводив однажды взгля дом самолет, она сказала: — Вот бы на таком, Надюша, подняться в воздух... Там настоящие летчики! Не то, что я, кляча, ползаю по небу. — Не прибедняйся, Марина, ты же отлич но летаешь, а скоро станешь известной авиа ционной спортсменкой. Чего тебе еще надо? — Учиться хочу, Надюша. Хочу летать на истребителях. А нас, женщин, дальше спорта в авиацию не пускают. Ну, что делать, Надюша? Превратить себя в мужика, как Надежда Дурова? На пялить штаны и приклеить усы? На войне все было проще. И женщины вое вали... А разве героизм Расковой, Осипенко, Чечневой, Ямщиковой и многих других не убедительное доказательство летной способ ности женщин? — То была война, Мариночка. А сейчас решили нас, женщин, поберечь. Кому ты чего докажешь? На спортивных летать нам не за прещают. И будь тем довольна, летай... А я недовольна. Хочу стать летчи- ком-профессионалом. Понимаешь? — громко н возмущенно ответила подруге Марина, будто та была виновата в ее горе. Надя поглядела на ее решительный вид и поняла, что Марина определенно что-то за думала. Разве ее остановят какие-либо до воды? Поеду я, Надя, в Москву правду ис кать,—сказала она. * * И Марина Васильева вскоре после разго- вора с Надеждой Гавриловой уехала в Мо скву. В Президиуме Верховного Совета ей уда лось записаться на прием к К. Е. Вороши лову. Она оказалась в списке последней. Ворошилов поднял на нее усталый взгляд а спросил неожиданно: — Летать, значит, хотите? Она доложила по-военному: — Так точно, товарищ Маршал Советско го Союза! — Ну, хорошо, летайте, только хорошо ле тайте, прославляйте нашу Родину! — Буду стараться, Климент Ефремович! Забегая несколько вперед, можно сказать: слово свое, данное Ворошилову, Марина Лаврентьевна сдержала. 13 мировых рекор дов она установила на пилотируемых ею са молетах. За блестящие авиационные дости жения она награждена Большой Золотой ме далью ФАИ и дипломом Пауля Тиссаньде. ...На заявление М. Васильевой Климент Ефремович Ворошилов наложил резолюцию: «Председателю ДОСААФ генерал-майору Каманину. Рассмотреть заявление и, если есть соответствующие данные, направить на учебу». Еще не веря такому счастливому исходу своей поездки в Москву, Марина на другой день уехала в Новосибирск. По приезде она отправилась на завод. Товарищи были рады ее удаче: «Молодец, Марина, добилась свое го...». Она передала свой участок работы, снялась с комсомольского учета и уволилась с завода Провожать Марину в училище пришли все ее близкие подруги но аэроклубу: Люба Че репанова, Мира Смехова — «аэродромная докторша», Зина Хатюшина и, конечно, са мая близкая из них — Надя Гаврилова. Напутствия, советы, пожелания «сыплют ся» со всех сторон. А тем временем, пока идут прощальные разговоры, озабоченная Татьяна Матвеев на — мать Нади — рассовывает съестные припасы в ее чемодан и авоську, пытаясь припомнить, чего еще она не положила ей на дорогу. — До встречи, девочки! — кричит Марина из окна отходящего поезда. У нее блестят глаза от слез: всегда трудно расставаться с дорогими людьми, куда-бы ты ни уезжал. Поезд идет в Москву. Там, под Москвой, на Тушинском аэродроме ей предстоит поднять ся в небо и держать ответственный экзамен по технике пилотирования. От этого экзамена зависело: учиться ли ей дальше в Центральной летной школе или остаться в начальном классе авиации —- аэроклубе... Проверка техники пилотирования на Ту шинском аэродроме для Марины Васильевой прошла успешно. Она уверенно и легко под няла самолет в воздух, доложила по радио связи о том, что заняла зону и, получив раз решение, приступила к выполнению задания. «Штопоры», «бочки», боевые развороты и виражи — все было проделано ею легко, сво бодно и точно. На следующий день утром поезд увозил Марину Васильеву в Центральную объеди ненную летно-техническую школу в Саранск. В жизни учиться — всегда пригодится В семью Поповичей, как только они поже нились (хотели ли они того или нет), незри мо вошел задорный дух соревнования. Он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2