Сибирские огни, 1975, №3
зал Марине Васильевой: «По-моему, вас «во зить» хватит, через день полетите самостоя тельно». И вот настал долгожданный день. Тот же аэродром, те же товарищи рядом, все зна комое и привычное, а все же почему-то на душе неспокойно. — Васильева, вы летите третьей! От неожиданности она вздрогнула. «Ле теть, лететь,—повторяла она про себя завет ное слово и со страхом думала, как бы по какой причине не отменили полет.—А мои родные, ни мама, ни папа не знают, что их дочь получила разрешение на самостоятель ный полет. Может, написать им об этом? Нет! Не буду торопиться...». Марина быстро заняла место в кабине, за пустила мотор, дала газ, и самолет плавно побежал по взлетной дорожке, набирая ско рость. Последний легкий толчок —и она ле тит. Не верилось... От нахлынувших чувств хотелось петь. Под крылом платформа с людьми —ориентир первого разворота. Ма рина накренила самолет, чтобы из кабины помахать рукой. Она знает: на платформе должны быть курсанты из их первого отря да. Еще разворот, снижение — и самолет на выравнивании. Она старается вернее опре делить точку выравнивания, чтобы сесть по точнее №не краснеть перед инструктором. Полет закончился успешно. Васильева до ложила : — Товарищ инструктор, курсант Василье ва полет закончила согласно полученному заданию. Николай Николаевич доволен ее полетом. Он улыбается, пожимает ей руку. — Свободны, курсант Васильева! Для на чала неплохо. Товарищи бросились ее поздравлять, обни мать. Прибежала подруга Надя Гаврилова с букетиком ромашек. — Пойдем, Маринка, к нам домой. Мама приготовила обед, все тебя ждут. У нас с то бой сегодня такой большой праздник. Я то же зачетный прыжок выполнила на «отлич но». Теперь после самостоятельного полет, Васильева летала ежедневно, хотя ни оди: из полетов не был похож на предшествую щий. С каждым полетом накапливало1 опыт, отрабатывались взлеты и посадки : наиболее сложные элементы техники пило тирования, приобретались необходимы! летные навыки. Предстояли самостоятель ные полеты в зону. По инструкции курсан ты хорошо изучили, как выполняютс: «оочки», «имельманы», «роверсманы», а во как получатся они в воздухе —предвидет было невозможно. Наступил первый пилотаж в зону и Васильевой. Она медленно набирает высо ту. Над головой простерлось бескрайне мягко-голубое небо с мелкими перистым: оолаками. Стрелка высотомера постепенн: приближалась к двум тысячам метров - это рубеж начала пилотажа в зоне. — Штопор,—услышала она в наушни ках. Показываю! Смотрите и считайт: витки. Марина выбирает ориентир. Инструктор убрал газ, и самолет стал «парашютиро вать», то есть свободно снижаться. Стало тихо, и ей показалось, что она слышит, как бьется сердце. Левая педаль пошла вперед полностью, до отказа, ручка добрана «на се бя», самолет слегка вздрагивает. Он ка* будто сбрасывает со своих крыльев тяжесть и начинает вращаться в левую сторону. Мелькает поле, а вот и ориентир —дорога, который выбрала она, затем — поле, опять дорога... Еще и еще раз мелькают те же ори ентиры перед глазами. Вращение самолета убыстряется. Она докладывает громко: — Четыре витка, товарищ инструктор. — Достаточно! — отвечает он. Итак, четыре витка «штопора» влево. Сей час надо делать «штопор» вправо. Марина уже сама резко нажимает ногой на педаль, и самолет резко накреняется и начинает вращаться. Знакомство со «штопором» со стоялось. Теперь надо было тренироваться так, что бы самолет выходил кз «штопора» без за поздания, чисто и плавно. «Имельман» оказался сложнее. Он выпол нялся на максимальных скоростях. Потом инструктор показал Васильевой, как выпол няются «роверсманы» и «бочка». Эти фигу ры пилотажа они повторили совместно. «Но что со мной случилось?» — с испугом подумала Марина. Вернувшись из зоны с полетов, она почув ствовала головокружение. К ней подбежали товарищи из группы, увидели ее бледное, бескровное лицо: «Что с тобой, Марина? Те бе плохо?» Подошла «аэродромная доктор ша», как курсанты называли медсестру, го лубоглазую блондинку Миру. Она взглянула на Марину и поняла: «Признаки расстройст ва вестибулярного аппарата. Необходима усиленная тренировка». — Ничего особенного, девушка,— мягко сказала она.—Со временем все пройдет. Как говорят, до свадьбы все наладится. Вам на до больше тренироваться.—•И она показала Васильевой, как надо это делать. Ежедневные утренние и вечерние трени ровки по совету Миры принесли пользу. Те перь Васильева летала, легко выполняя' по три зоны в день А вскоре и любое количест во зон ей стало под силу. Встречая на аэро дроме Миру, Марина издалека махала при ветливо рукой и кричала: «Спасибо всесиль ной медицине!» С той поры она подружи лась с Мирой Смеховой. С каждым днем неотвратимо приближа лись выпускные полеты. С нетерпением ожи дали курсанты приезда инспекторов. Они будут принимать выпускные экзамены и оп ределять, кто из курсантов годен для рабо ты в «большой авиации»: военной или граж данской... Особенно запомнился Марине тот авгус товский день. Погода отличная для полетов. Курсанты в «квадрате» приготовились и ждут вылета с инспектором. Марина наду мала еще раз просмотреть инструкцию перед вылетом, а заодно и подкрепиться бутербро дом, который заботливо приготовила ей подруга Надя. «Откуда взялся лишний свер ток?» Она медленно разворачивает его, и из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2