Сибирские огни, 1975, №3

зал Марине Васильевой: «По-моему, вас «во­ зить» хватит, через день полетите самостоя­ тельно». И вот настал долгожданный день. Тот же аэродром, те же товарищи рядом, все зна­ комое и привычное, а все же почему-то на душе неспокойно. — Васильева, вы летите третьей! От неожиданности она вздрогнула. «Ле­ теть, лететь,—повторяла она про себя завет­ ное слово и со страхом думала, как бы по какой причине не отменили полет.—А мои родные, ни мама, ни папа не знают, что их дочь получила разрешение на самостоятель­ ный полет. Может, написать им об этом? Нет! Не буду торопиться...». Марина быстро заняла место в кабине, за­ пустила мотор, дала газ, и самолет плавно побежал по взлетной дорожке, набирая ско­ рость. Последний легкий толчок —и она ле­ тит. Не верилось... От нахлынувших чувств хотелось петь. Под крылом платформа с людьми —ориентир первого разворота. Ма­ рина накренила самолет, чтобы из кабины помахать рукой. Она знает: на платформе должны быть курсанты из их первого отря­ да. Еще разворот, снижение — и самолет на выравнивании. Она старается вернее опре­ делить точку выравнивания, чтобы сесть по­ точнее №не краснеть перед инструктором. Полет закончился успешно. Васильева до­ ложила : — Товарищ инструктор, курсант Василье­ ва полет закончила согласно полученному заданию. Николай Николаевич доволен ее полетом. Он улыбается, пожимает ей руку. — Свободны, курсант Васильева! Для на­ чала неплохо. Товарищи бросились ее поздравлять, обни­ мать. Прибежала подруга Надя Гаврилова с букетиком ромашек. — Пойдем, Маринка, к нам домой. Мама приготовила обед, все тебя ждут. У нас с то­ бой сегодня такой большой праздник. Я то­ же зачетный прыжок выполнила на «отлич­ но». Теперь после самостоятельного полет, Васильева летала ежедневно, хотя ни оди: из полетов не был похож на предшествую щий. С каждым полетом накапливало1 опыт, отрабатывались взлеты и посадки : наиболее сложные элементы техники пило тирования, приобретались необходимы! летные навыки. Предстояли самостоятель ные полеты в зону. По инструкции курсан ты хорошо изучили, как выполняютс: «оочки», «имельманы», «роверсманы», а во как получатся они в воздухе —предвидет было невозможно. Наступил первый пилотаж в зону и Васильевой. Она медленно набирает высо ту. Над головой простерлось бескрайне мягко-голубое небо с мелкими перистым: оолаками. Стрелка высотомера постепенн: приближалась к двум тысячам метров - это рубеж начала пилотажа в зоне. — Штопор,—услышала она в наушни ках. Показываю! Смотрите и считайт: витки. Марина выбирает ориентир. Инструктор убрал газ, и самолет стал «парашютиро­ вать», то есть свободно снижаться. Стало тихо, и ей показалось, что она слышит, как бьется сердце. Левая педаль пошла вперед полностью, до отказа, ручка добрана «на се­ бя», самолет слегка вздрагивает. Он ка* будто сбрасывает со своих крыльев тяжесть и начинает вращаться в левую сторону. Мелькает поле, а вот и ориентир —дорога, который выбрала она, затем — поле, опять дорога... Еще и еще раз мелькают те же ори­ ентиры перед глазами. Вращение самолета убыстряется. Она докладывает громко: — Четыре витка, товарищ инструктор. — Достаточно! — отвечает он. Итак, четыре витка «штопора» влево. Сей­ час надо делать «штопор» вправо. Марина уже сама резко нажимает ногой на педаль, и самолет резко накреняется и начинает вращаться. Знакомство со «штопором» со­ стоялось. Теперь надо было тренироваться так, что­ бы самолет выходил кз «штопора» без за­ поздания, чисто и плавно. «Имельман» оказался сложнее. Он выпол­ нялся на максимальных скоростях. Потом инструктор показал Васильевой, как выпол­ няются «роверсманы» и «бочка». Эти фигу­ ры пилотажа они повторили совместно. «Но что со мной случилось?» — с испугом подумала Марина. Вернувшись из зоны с полетов, она почув­ ствовала головокружение. К ней подбежали товарищи из группы, увидели ее бледное, бескровное лицо: «Что с тобой, Марина? Те­ бе плохо?» Подошла «аэродромная доктор­ ша», как курсанты называли медсестру, го­ лубоглазую блондинку Миру. Она взглянула на Марину и поняла: «Признаки расстройст­ ва вестибулярного аппарата. Необходима усиленная тренировка». — Ничего особенного, девушка,— мягко сказала она.—Со временем все пройдет. Как говорят, до свадьбы все наладится. Вам на­ до больше тренироваться.—•И она показала Васильевой, как надо это делать. Ежедневные утренние и вечерние трени­ ровки по совету Миры принесли пользу. Те­ перь Васильева летала, легко выполняя' по три зоны в день А вскоре и любое количест­ во зон ей стало под силу. Встречая на аэро­ дроме Миру, Марина издалека махала при­ ветливо рукой и кричала: «Спасибо всесиль­ ной медицине!» С той поры она подружи­ лась с Мирой Смеховой. С каждым днем неотвратимо приближа­ лись выпускные полеты. С нетерпением ожи­ дали курсанты приезда инспекторов. Они будут принимать выпускные экзамены и оп­ ределять, кто из курсантов годен для рабо­ ты в «большой авиации»: военной или граж­ данской... Особенно запомнился Марине тот авгус­ товский день. Погода отличная для полетов. Курсанты в «квадрате» приготовились и ждут вылета с инспектором. Марина наду­ мала еще раз просмотреть инструкцию перед вылетом, а заодно и подкрепиться бутербро­ дом, который заботливо приготовила ей подруга Надя. «Откуда взялся лишний свер­ ток?» Она медленно разворачивает его, и из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2