Сибирские огни, 1975, №3
Марина обретает крылья Первым, кто научил летать Марину Ва сильеву, был летчик-инструктор Николай Николаевич Кунгуров1. Зимой и ранней весной Кунгуров провел с курсантами своего летного отделения на земную подготовку, после чего начались шумные сборы его питомцев. За ними вско ре последовал выезд в лагеря. Летная группа Кунгурова состояла из 9 человек. Все они были товарищами Марины по авиационному техникуму. Высокие, лад ные юноши, и только Марина «нарушала» их строй, заметно уступая ростом, но зато ее бурной энергии хватало на всех. Летом 1949 года курсанты Новосибирско го аэроклуба приехали вместе со своим ин структором Кунгуровым на аэродром в Мо- чище. — Через полчаса начнем полеты. Пока все свободны, — сказал Кунгуров с улыб кой, осматривая каждого курсанта. Эти полчаса для Марины тянулись веч- ность. И вот, наконец, долгожданная команда: «Курсант Васильева, на самолет»! Через мгновение Марина была уже в ка бине «УТ-2». Сидит и не верит, что она в самолете. Руки шарят и никак не могут найти пряжек привязных ремней, не хочет почему-то присоединяться и трубка перего ворного устройства. Ей дружно помогают товарищи. Наконец все, что требовалось сделать перед полетом, сделано, и курсан ты отошли от ее самолета. Остались вдво ем: она и инструктор. Взмах стартера — и самолет побежал. Под крылом мелькает земля. Самолет стремительно набирает вы соту, и Марину охватывает чувство радо сти: «Летим!», «Летим!» — хочется крик нуть ей. В первые мгновения полета появ ляется желание найти что-то надежное для опоры и ухватиться за него руками, чтобы не вывалиться из кабины. Потом это ощу щение пропадает. Тогда еще Марина толь ко теоретически знала, что самый ответст венный момент взлета — выдержать само лет над землей, чтобы он набрал необходи мую скорость. Внизу под самолетом проплывают необо зримые просторы. Марина увидела знако мую железнодорожную платформу. С нее она всегда уезжала из Мочище2 в Ново сибирск. Инструктор Кунгуров обращает внимание Васильевой на отдельные, особенно харак терные наземные ориентиры и требует их запомнить. Они в следующих полетах помо гут ей отыскивать то место, где находится самолет. Необходимы они и для построения маршрута по кругу, так называемой «ко робочки». Несколько разворотов над аэродромом. Кунгуров накреняет самолет. Марина уви дела под крылом посадочное «Т». ' Ныне Н. Н. К унгуров преподает в ш ко ле-интернате в Мочище. г М о..ч и щ е — село в 40 ки л о м етр ах от Новосибирска. Там находи лся аэроклубов- ский аэродром. Инструктор убирает газ, и они начинают снижаться — «спиралить». Вот уже и по садочное «Т» на уровне крыла. Через не сколько секунд — главный, Третий раз ворот. Затем — четвертый. Они планиру ют, выравнивают самолет... Касание земли машиной произошло легко и плавно. Чувство радости переполняет Марину. Ей хочется помахать рукой товарищам. Она оглянулась на Кунгурова, увидела его стро гое лицо и сдержала порыв. * * * Бывает так, что иная мимолетная встреча вдруг обернется дружбой на долгие годы... Надя Гаврилова была курсанткой пара шютного отделения Новосибирского аэро клуба... Как-то она возвращалась с занятий из аэроклуба и на остановке трамвая встре тила девушку, чуть ниже среднего роста, скуластую, с большими, красивыми глаза ми. Они были особо привлекательны, когда она улыбалась. Одета девушка была в ста ренькую авиационную курточку, на голове фетровый берет. Они оказались попутчица ми. Пока ехали в трамвае, разговорились, познакомились. Надя узнала, что девушка —Марина Ва сильева—приезжая-эвакуированная, живет в общежитии, учится в авиационном технику ме и что родители ее недавно только уеха ли из Сибири на родину, на Смоленщину. Надя пригласила Марину к себе домой. Семья у Гавриловых была большая — во семь человек. Мать Татьяна Михайловна — бригадир животноводческой фермы. Отец Матвей Михайлович работал на авиацион ном заводе рабочим более двадцати лет. Братья, сестры, родители были очень друж ны, это сразу пришлось Марине по душе, и она стала часто бывать у них. А вскоре стала своим, родным человеком. Я встречался с Надей — подругой юно сти Марины, ныне Надеждой Матвеев ной Щай-Зубровой, работающей в Новоси бирском аэропорту двадцать второй год диспетчером отдела перевозок, беседовал с ней, вел переписку. Она мне рассказала: — Настойчивость Марины, ее убежден ность не имеют предела... Сама она всю жизнь бесконечно учится и сумела убедить меня в необходимости учиться. Уже имея двоих детей, я закончила 8, 9 и 10-й класс вечерней школы и поступила на заочный фа культет Новосибирского юридического ин ститута. ...Присматриваясь к Марине, Надя с каж дой встречей открывала для себя новые чер ты ее характера. Марина не терпела медлительных людей — «копуш», как называла она таких. Сама она была всегда быстрой, порывистой, как ветер. Не любила она и безвольных людей, особен но презирала трусов. * * *• «Вывозные» полеты заканчивались. Инст руктор Николай Николаевич Кунгуров ска
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2