Сибирские огни, 1975, №3

Марина обретает крылья Первым, кто научил летать Марину Ва­ сильеву, был летчик-инструктор Николай Николаевич Кунгуров1. Зимой и ранней весной Кунгуров провел с курсантами своего летного отделения на­ земную подготовку, после чего начались шумные сборы его питомцев. За ними вско­ ре последовал выезд в лагеря. Летная группа Кунгурова состояла из 9 человек. Все они были товарищами Марины по авиационному техникуму. Высокие, лад­ ные юноши, и только Марина «нарушала» их строй, заметно уступая ростом, но зато ее бурной энергии хватало на всех. Летом 1949 года курсанты Новосибирско­ го аэроклуба приехали вместе со своим ин­ структором Кунгуровым на аэродром в Мо- чище. — Через полчаса начнем полеты. Пока все свободны, — сказал Кунгуров с улыб­ кой, осматривая каждого курсанта. Эти полчаса для Марины тянулись веч- ность. И вот, наконец, долгожданная команда: «Курсант Васильева, на самолет»! Через мгновение Марина была уже в ка бине «УТ-2». Сидит и не верит, что она в самолете. Руки шарят и никак не могут найти пряжек привязных ремней, не хочет почему-то присоединяться и трубка перего­ ворного устройства. Ей дружно помогают товарищи. Наконец все, что требовалось сделать перед полетом, сделано, и курсан­ ты отошли от ее самолета. Остались вдво­ ем: она и инструктор. Взмах стартера — и самолет побежал. Под крылом мелькает земля. Самолет стремительно набирает вы­ соту, и Марину охватывает чувство радо­ сти: «Летим!», «Летим!» — хочется крик­ нуть ей. В первые мгновения полета появ­ ляется желание найти что-то надежное для опоры и ухватиться за него руками, чтобы не вывалиться из кабины. Потом это ощу­ щение пропадает. Тогда еще Марина толь­ ко теоретически знала, что самый ответст­ венный момент взлета — выдержать само­ лет над землей, чтобы он набрал необходи­ мую скорость. Внизу под самолетом проплывают необо­ зримые просторы. Марина увидела знако­ мую железнодорожную платформу. С нее она всегда уезжала из Мочище2 в Ново­ сибирск. Инструктор Кунгуров обращает внимание Васильевой на отдельные, особенно харак­ терные наземные ориентиры и требует их запомнить. Они в следующих полетах помо­ гут ей отыскивать то место, где находится самолет. Необходимы они и для построения маршрута по кругу, так называемой «ко­ робочки». Несколько разворотов над аэродромом. Кунгуров накреняет самолет. Марина уви­ дела под крылом посадочное «Т». ' Ныне Н. Н. К унгуров преподает в ш ко­ ле-интернате в Мочище. г М о..ч и щ е — село в 40 ки л о м етр ах от Новосибирска. Там находи лся аэроклубов- ский аэродром. Инструктор убирает газ, и они начинают снижаться — «спиралить». Вот уже и по­ садочное «Т» на уровне крыла. Через не­ сколько секунд — главный, Третий раз­ ворот. Затем — четвертый. Они планиру­ ют, выравнивают самолет... Касание земли машиной произошло легко и плавно. Чувство радости переполняет Марину. Ей хочется помахать рукой товарищам. Она оглянулась на Кунгурова, увидела его стро­ гое лицо и сдержала порыв. * * * Бывает так, что иная мимолетная встреча вдруг обернется дружбой на долгие годы... Надя Гаврилова была курсанткой пара­ шютного отделения Новосибирского аэро­ клуба... Как-то она возвращалась с занятий из аэроклуба и на остановке трамвая встре­ тила девушку, чуть ниже среднего роста, скуластую, с большими, красивыми глаза­ ми. Они были особо привлекательны, когда она улыбалась. Одета девушка была в ста­ ренькую авиационную курточку, на голове фетровый берет. Они оказались попутчица­ ми. Пока ехали в трамвае, разговорились, познакомились. Надя узнала, что девушка —Марина Ва­ сильева—приезжая-эвакуированная, живет в общежитии, учится в авиационном технику­ ме и что родители ее недавно только уеха­ ли из Сибири на родину, на Смоленщину. Надя пригласила Марину к себе домой. Семья у Гавриловых была большая — во­ семь человек. Мать Татьяна Михайловна — бригадир животноводческой фермы. Отец Матвей Михайлович работал на авиацион­ ном заводе рабочим более двадцати лет. Братья, сестры, родители были очень друж­ ны, это сразу пришлось Марине по душе, и она стала часто бывать у них. А вскоре стала своим, родным человеком. Я встречался с Надей — подругой юно­ сти Марины, ныне Надеждой Матвеев­ ной Щай-Зубровой, работающей в Новоси­ бирском аэропорту двадцать второй год диспетчером отдела перевозок, беседовал с ней, вел переписку. Она мне рассказала: — Настойчивость Марины, ее убежден­ ность не имеют предела... Сама она всю жизнь бесконечно учится и сумела убедить меня в необходимости учиться. Уже имея двоих детей, я закончила 8, 9 и 10-й класс вечерней школы и поступила на заочный фа­ культет Новосибирского юридического ин­ ститута. ...Присматриваясь к Марине, Надя с каж­ дой встречей открывала для себя новые чер­ ты ее характера. Марина не терпела медлительных людей — «копуш», как называла она таких. Сама она была всегда быстрой, порывистой, как ветер. Не любила она и безвольных людей, особен­ но презирала трусов. * * *• «Вывозные» полеты заканчивались. Инст­ руктор Николай Николаевич Кунгуров ска

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2