Сибирские огни, 1975, №3

можно привыкнуть, не верьте. Страх надо победить в себе. Самолет взлетел, набирает высоту. Мари­ на тем временем заставляет себя вспомнить все, что и в какой последовательности надо делать. — Приготовиться! — слышит команду. Пошел! — Марину словно пружиной вы­ бросило из кабины на крыло. Она видит мельком, как недалеко от аэродрома идет поезд. Он маленький, буд­ то игрушечный. — Пошел! — снова громко кричит коман­ дир звена. ...Как-то на встрече с пионерами М. По­ пович был задан вопрос: «Мы поспорили, как чувствуешь себя, когда прыгаешь с па­ рашютом. Особенно в первый раз. Вот как у вас было при первом прыжке, Марина Лаврентьевна?» — Прыгаешь, как в бездну, — ответила она, — впечатление такое, будто сердце осталось на крыле, а тело отделилось само­ стоятельно. Дышать тяжело. Вот такое ос­ талось у меня ощущение... ...От сильного ветра у Марины закрылись глаза, сперло дыхание... Вскоре она ощути­ ла резкий толчок. «Это открылся пара­ шют — значит порядок», — промелькнуло в сознании. И тут она увидела аэродром, кустарник на его окраине и группу курсан­ тов. Земля приближалась очень быстро, и вот она уже ощущает резкий запах земли, трав. Не успев подняться, Марина слышит го­ лоса, топот ног — к ней бегут. На газике подъехал командир звена Ку- ропагников. Марина доложила ему по форме: «Товарищ командир, первый пры­ жок выполнен!» И посыпались нескончае­ мые вопросы: — Почему долго не прыгала? — Почему сразу не поднялась после при­ земления? — Почему не собрала купол парашюта? Почему, почему, почему? Товарищи с бурным восторгом поздравляли Марину. Они подарили ей букет ромашек. — За твой первый прыжок. Марина... И за наш первый прыжок! Радость знакомства с небом была нет редаваемо сильной, потрясающей. От избьг ка ее у Марины кружилась голова. От мьп ли: «Я совершила прыжок с неба», — ела- ко замирало сердце. Первый прыжок студентки Марины В; сильевой несколько сократил расстояни до ее мечты обрести крылья, стать летчице! А небо неумолимо влекло Марину 3 первым последовало еще несколько пры» ков. И с каждым новым прыжком все нг стоичивее приходило желание не прыгат: а летать, быть крылатой, как другие с кег она встречалась в аэроклубе и на а^родрс ме. Снова начались хлопоты, а с ним возникла вдруг совершенно ошеломивша ее причина отказа, когда уже все «бары ры» для поступления на летное отделенш к; залось, были преодолены: у нее обнар\ жили нехватку нескольких сантиметров дл полноценного роста, требуемого летчику. «Ноги коротки... Не достают до педалей. Что же делать, чтобы подрасти на три сан­ тиметра?» — мучительно думала она. По совету врачей ,начались ежедневные изнурительные тренировки. Они для буду, щей юной летчицы стали просто самоистя­ занием. Марина висела на турнике вниз го­ ловой, пока не темнело в глазах от прили­ ва крови, проводила растяжку ног, сидя на стуле, резкими движениями корпуса, отчего болело все тело, как избитое. Серии рекомендательных упражнений чуть ли не ежечасно заканчивались измере­ нием и неизменными вопросами: «Расту? Нет? Подросла? На сколько?» И снова про­ должались те же изнурительные трени­ ровки. Иногда в общежитие заходил отец. Часа­ ми он наблюдал за упорными упражнения­ ми дочери. И не выдерживал, глядя, ка,( она в изнеможении падала на койку, ухо­ дил молча, боясь ее потревожить. Лаврен­ тия Федоровича действительно беспокоило: «Не стряслось бы чего с ней плохого...». Многие врачи в городе сочувственно раз­ водили руками, не зная, чем еще можно по­ мочь девушке в ее необычном горе. За что это обидела ее природа, поскупившись до смешного — на каких-то три сантиметра? А сама «жертва природы» — Марина, не надеясь на ее щедрость, вытягивала из себя по миллиметрам недостающий рост, напряженно тренируясь изо дня в день. Целеустремленность и настойчивость Ма­ рины Васильевой дали желаемые результа­ ты. В своих воспоминаниях она пишет: «Инструктор Лейбенко и мои товарищи все же убедили начальника аэроклуба, что я сумею не только прыгать1*, но и летать... И началась новая жизнь, более трудная, более насыщенная и сложная. Теперь надо было изучать конструкции самолета и дви­ гателя, приборы, штурманскую науку. Все это требовало много времени и сил. К счастью, учеба в техникуме подходила к концу, оставался лишь дипломный проект». * * * Прощаясь с Мариной Васильевой, ин­ структор Лейбенко подарил ей брошюру известного летчика М. Беляева «25 советов пилотам гражданской авиации». Вам, как будущей летчице, — сказал он, — эта умная книжица пригодится. Это наука побеждать себя в небе... Дома Марина с нетерпением открыла ее, перелистала и улыбнулась. Некоторые из советов инструктор подчеркнул красным карандашом. Среда них: Вылет «на авось» — верный путь к аварии. 3 ^ —.»V»** « ш л ц ч е и в а . жизнь стоит дороже, чем сомнительн эффект необдуманного лихого полета... 1 К том у врем ени ков с парашю том . она сделала 14 прыж-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2