Сибирские огни, 1975, №3

меновался еще одним приятным сюрпри­ зом. Им выдали праздничные подарки, при­ сланные из района. Она получила защит­ ное военное обмундирование: юбку, гимна­ стерку и черные чулки с туфлями. Много радости принесли ей эти армейские подар­ ки. «Почти военная, — с гордостью думала она. — Будто кто подслушал мою давнюю мечту». Летом 1947 года вместе со своей подру­ гой Марина поехала поступать в авиацион­ ный техникум в Новосибирск. Первые шаги в небо... Здесь ее ждали первые радости: она сда­ ла приемные экзамены и была зачислена на учебу. Во дворе техникума стояли само­ леты. Марина почему-то была уверена, что их будут учить летать на таких красавцах самолетах. Но вскоре после того, как состоялось за­ числение на первый курс сдавших экзаме­ ны, директор техникума Мансуров собрал их и разъяснил, что они — будущие строи­ тели самолетов... Началась учеба, а с нею пришли новые заботы: посещать лекции и классно-группо­ вые занятия, выполнять учебные задания, готовиться к зачетам. Но, пожалуй, -самой большой и сложной проблемой для студен­ тов послевоенного времени была проблема питания. Страна, разоренная войной, испы­ тывала острую нужду во всем. Голодно и тяжело учиться без дополни­ тельной помощи из дома... Чтобы поддержать полуголодное сущест­ вование, Марина, как и многие студенты, зарабатывала «хлеб насущный», не брезгая никакой черновой работой. Студенческие бригады разгружали уголь и кирпич на же­ лезной дороге, работали в овощехранили­ щах, на торгбазах, делали все, что давало возможность прокормиться. А на зарабо­ танные деньги студенты покупали еду и... билеты в оперу. — И все же жизнь в те годы, — вспоми­ нает Марина Лаврентьевна, — была для нас прекрасной. Главной беды не было — войны, мы верили, что наши трудности и студенческие невзгоды — явление времен­ ное... Переживем... — Утром мы затягивали ремнями талии, чтобы «сохранить» фигуру, а заодно, чтобы не хотелось есть, и бежали на занятия. А вечером нас ожидала самодеятельность. По субботам — обязательно танцы. Училась я в техникуме, а м,не не давала покоя мечта научиться летать... Едва мне исполнилось 17 лет, на следующий день принесла заяв­ ление в аэроклуб. Но и тут меня постигла неудача. Мне объяснили, что война закон­ чилась, а посему девочек в аэроклуб не принимают... Итак, первым препятствием на пути меч­ ты Мариши встало обстоятельство доволь­ но-таки непредвиденное. Вторым препятст­ вием был возраст. В аэроклуб принимали с 18-ти лет. Но она не согласилась с отка­ зом и стала настойчиво хлопотать. Ее ак­ тивно поддержал комитет комсомола тех­ никума. И вот в 1948 году Марину зачисли­ ли на парашютное отделение аэроклуба и при этом строго предупредили: «Если не сможете прыгать, отчислим»... В этом же году она перешла на второй курс авиаци­ онного техникума. * * * Пожалуй, не найти летчика, парашюти­ ста или планериста, кто бы не боготворил своего инструктора аэроклуба, а тем более не помнил своего первого полета на само­ лете или планере, первого парашютного прыжка. Помнит и чтит своего первого воздушно­ го учителя и наставника и Марина Лав­ рентьевна. Александр Тимофеевич Лейбен- ко — известный в стране мастер парашют­ ного спорта. На его счету свыше 1200 прыжков. Он и ныне живет в Новосибирске я работает комендантом на авиаремонтном заводе. ...Занятия в аэроклубе начались, как по­ ложено, по программе: в классе изучали па­ рашют, тренировались в его укладке. Но все это время, пока шла теоретическая под­ готовка, всех одолевало нетерпение: «Когда же на аэродром?». И вот в один из ясных июньских дней они отправились на аэродром. Бегут курсанты к старенькому самолету «ПО-2». Скольким поколениям летчиков и парашютистов открыл путь в небо этот воз­ душный рабочий конек, созданный конст­ руктором Поликарповым! ...Курсанты бегут, обгоняют друг друга, как будто это не занятия, а ребячья игра. И тут строгий командирский голос инструк­ тора Александра Лейбенко остановил бегу­ щих. Он построил курсантов и напомнил им первую заповедь в авиации: — Личная дисциплина, товарищи курсан­ ты, у человека, мечтающего об авиации, должна быть в крови. — Он обвел неторо­ пливым взглядом строй. — В полете вы обязаны быть всегда внутренне собраны для того, чтобы уметь мгновенно прини­ мать решения. — Будто простые и обычные слова сказал нам тогда инструктор, но мне они запомни­ лись на всю жизнь, — признается Марина Лаврентьевна. Инструктор Лейбенко с курсантами своей учебной группы в тот первый выезд на аэродром провел наземную подготовку, а на другой день они сделали первый пры­ жок с «неба». Для одних ои стал первой ступенькой в авиационной биографии, для других — последней, потому что наступил рубеж, когда юноши и девушки четко поня­ ли: небо — для одних судьба, для дру­ гих — просто дань романтике. ...Очередь прыгать Марины Васильевой. Она сделала шаг вперед, села в кабину. «Почему мне стало так холодно?» — поду­ мала она. На ней теплая фуфайка, стеганые брю­ ки, сапоги с портянками. Холодно от вол­ нения. Тому, кто убеждает вас, что к стра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2