Сибирские огни, 1975, №3
меновался еще одним приятным сюрпри зом. Им выдали праздничные подарки, при сланные из района. Она получила защит ное военное обмундирование: юбку, гимна стерку и черные чулки с туфлями. Много радости принесли ей эти армейские подар ки. «Почти военная, — с гордостью думала она. — Будто кто подслушал мою давнюю мечту». Летом 1947 года вместе со своей подру гой Марина поехала поступать в авиацион ный техникум в Новосибирск. Первые шаги в небо... Здесь ее ждали первые радости: она сда ла приемные экзамены и была зачислена на учебу. Во дворе техникума стояли само леты. Марина почему-то была уверена, что их будут учить летать на таких красавцах самолетах. Но вскоре после того, как состоялось за числение на первый курс сдавших экзаме ны, директор техникума Мансуров собрал их и разъяснил, что они — будущие строи тели самолетов... Началась учеба, а с нею пришли новые заботы: посещать лекции и классно-группо вые занятия, выполнять учебные задания, готовиться к зачетам. Но, пожалуй, -самой большой и сложной проблемой для студен тов послевоенного времени была проблема питания. Страна, разоренная войной, испы тывала острую нужду во всем. Голодно и тяжело учиться без дополни тельной помощи из дома... Чтобы поддержать полуголодное сущест вование, Марина, как и многие студенты, зарабатывала «хлеб насущный», не брезгая никакой черновой работой. Студенческие бригады разгружали уголь и кирпич на же лезной дороге, работали в овощехранили щах, на торгбазах, делали все, что давало возможность прокормиться. А на зарабо танные деньги студенты покупали еду и... билеты в оперу. — И все же жизнь в те годы, — вспоми нает Марина Лаврентьевна, — была для нас прекрасной. Главной беды не было — войны, мы верили, что наши трудности и студенческие невзгоды — явление времен ное... Переживем... — Утром мы затягивали ремнями талии, чтобы «сохранить» фигуру, а заодно, чтобы не хотелось есть, и бежали на занятия. А вечером нас ожидала самодеятельность. По субботам — обязательно танцы. Училась я в техникуме, а м,не не давала покоя мечта научиться летать... Едва мне исполнилось 17 лет, на следующий день принесла заяв ление в аэроклуб. Но и тут меня постигла неудача. Мне объяснили, что война закон чилась, а посему девочек в аэроклуб не принимают... Итак, первым препятствием на пути меч ты Мариши встало обстоятельство доволь но-таки непредвиденное. Вторым препятст вием был возраст. В аэроклуб принимали с 18-ти лет. Но она не согласилась с отка зом и стала настойчиво хлопотать. Ее ак тивно поддержал комитет комсомола тех никума. И вот в 1948 году Марину зачисли ли на парашютное отделение аэроклуба и при этом строго предупредили: «Если не сможете прыгать, отчислим»... В этом же году она перешла на второй курс авиаци онного техникума. * * * Пожалуй, не найти летчика, парашюти ста или планериста, кто бы не боготворил своего инструктора аэроклуба, а тем более не помнил своего первого полета на само лете или планере, первого парашютного прыжка. Помнит и чтит своего первого воздушно го учителя и наставника и Марина Лав рентьевна. Александр Тимофеевич Лейбен- ко — известный в стране мастер парашют ного спорта. На его счету свыше 1200 прыжков. Он и ныне живет в Новосибирске я работает комендантом на авиаремонтном заводе. ...Занятия в аэроклубе начались, как по ложено, по программе: в классе изучали па рашют, тренировались в его укладке. Но все это время, пока шла теоретическая под готовка, всех одолевало нетерпение: «Когда же на аэродром?». И вот в один из ясных июньских дней они отправились на аэродром. Бегут курсанты к старенькому самолету «ПО-2». Скольким поколениям летчиков и парашютистов открыл путь в небо этот воз душный рабочий конек, созданный конст руктором Поликарповым! ...Курсанты бегут, обгоняют друг друга, как будто это не занятия, а ребячья игра. И тут строгий командирский голос инструк тора Александра Лейбенко остановил бегу щих. Он построил курсантов и напомнил им первую заповедь в авиации: — Личная дисциплина, товарищи курсан ты, у человека, мечтающего об авиации, должна быть в крови. — Он обвел неторо пливым взглядом строй. — В полете вы обязаны быть всегда внутренне собраны для того, чтобы уметь мгновенно прини мать решения. — Будто простые и обычные слова сказал нам тогда инструктор, но мне они запомни лись на всю жизнь, — признается Марина Лаврентьевна. Инструктор Лейбенко с курсантами своей учебной группы в тот первый выезд на аэродром провел наземную подготовку, а на другой день они сделали первый пры жок с «неба». Для одних ои стал первой ступенькой в авиационной биографии, для других — последней, потому что наступил рубеж, когда юноши и девушки четко поня ли: небо — для одних судьба, для дру гих — просто дань романтике. ...Очередь прыгать Марины Васильевой. Она сделала шаг вперед, села в кабину. «Почему мне стало так холодно?» — поду мала она. На ней теплая фуфайка, стеганые брю ки, сапоги с портянками. Холодно от вол нения. Тому, кто убеждает вас, что к стра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2