Сибирские огни, 1975, №3
комплекса градостроительных требований. Министерства и - ведомства, развивая предприятия в городах, не должны освобождаться от финанси рования жилищного строительства и долевого участия в развитии всего городского хозяйства. В этом случае суммарные затраты на комплекс ра бот по подготовке площадок в городе могут получить объективную оценку. Весьма перспективна идея перераспределения капитальных вложе ний между производственной и непроизводственной сферами и в самом Новосибирске. Сущность ее кратко можно сформулировать следующим образом. В условиях крупного города с населением более миллиона че ловек дальнейшее наращивание мощностей на действующих предприя тиях чревато отставанием непроизводственной сферы (транспорт, быто вое обслуживание, торговля, общественное питание и т. п.). А это сопро вождается резким снижением отдачи от приращиваемых производствен ных фондов. Произведенные в этой связи расчеты показывают, что применительно к Новосибирску экономически выгоднее прекратить вложения, направ ленные на расширение производственных площадей, и использовать вы свобождаемые средства для внедрения новой техники, для механизации и автоматизации производства, усовершенствования технологии, а кроме того, увеличить вложения на строительство жилья, учреждений дошколь ных и культурно-бытового назначения, магазинов, столовых. При этом увеличение выпуска продукции на действующих заводах будет никак не ниже того, какое ожидается в результате дальнейшего расширения цехов. Само собой понятно, что мероприятия по рассредоточению производственных мощностей, продиктованные заботой о сохране нии воздушной среды, не освобождают нас от необходимости бороться с другими источниками загрязнения атмосферного воздуха. Одним из та ких источников является автомобильный транспорт. В настоящее время в городе эксплуатируется около 80 тысяч автомо билей общественного и индивидуального пользования. Вроде бы не так уж много, однако результаты лабораторных анализов воздуха на основ ных магистралях города показывают значительное содержание окислов азота, окиси углерода, фенола. А ведь к 1980 году ожидается четырех кратное увеличение парка легковых машин, не говоря уже о рубеже двухтысячного года, когда, по прогнозам, будет по машине на цаждые две семьи. Значит, уже сейчас нужны кардинальные меры если не по ликвида ции, то по значительному ограничению вредных выбросов в атмосферу. Работники автохозяйств принимают сейчас меры по лабораторному контролю за составом выхлопных газов, за регулированием топливной аппаратуры. Усилен контроль за этим со стороны инспекторов дорожно го надзора. Мы еще не имеем возможности снять с маршрутов, прохо дящих через жилые застройки, автомобили, работающие на дизельном топливе,— это задача ближайших лет. Как уже говорилось выше, правительством утверждена транспорт ная схема до рубежа двухтысячного года, предусматривающая строи тельство магистралей (около 400 километров) с выходом на загород ные трассы союзного и республиканского значения. Работа по претворению этой схемы в жизнь уже началась — строится мост через реку Обь, проложено несколько крупных магистралей, соединяю щих центр города с пригородом и будущими загородными кольцевыми магистралями. В.создании благоприятной городской среды и необходимого ком форта- важную роль играет нормальное обеспечение города водой. Лишь за последние десять лет подача воды в расчете на каждого горожанина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2