Сибирские огни, 1975, №3

комплекса градостроительных требований. Министерства и - ведомства, развивая предприятия в городах, не должны освобождаться от финанси­ рования жилищного строительства и долевого участия в развитии всего городского хозяйства. В этом случае суммарные затраты на комплекс ра­ бот по подготовке площадок в городе могут получить объективную оценку. Весьма перспективна идея перераспределения капитальных вложе­ ний между производственной и непроизводственной сферами и в самом Новосибирске. Сущность ее кратко можно сформулировать следующим образом. В условиях крупного города с населением более миллиона че­ ловек дальнейшее наращивание мощностей на действующих предприя­ тиях чревато отставанием непроизводственной сферы (транспорт, быто­ вое обслуживание, торговля, общественное питание и т. п.). А это сопро­ вождается резким снижением отдачи от приращиваемых производствен­ ных фондов. Произведенные в этой связи расчеты показывают, что применительно к Новосибирску экономически выгоднее прекратить вложения, направ­ ленные на расширение производственных площадей, и использовать вы­ свобождаемые средства для внедрения новой техники, для механизации и автоматизации производства, усовершенствования технологии, а кроме того, увеличить вложения на строительство жилья, учреждений дошколь­ ных и культурно-бытового назначения, магазинов, столовых. При этом увеличение выпуска продукции на действующих заводах будет никак не ниже того, какое ожидается в результате дальнейшего расширения цехов. Само собой понятно, что мероприятия по рассредоточению производственных мощностей, продиктованные заботой о сохране­ нии воздушной среды, не освобождают нас от необходимости бороться с другими источниками загрязнения атмосферного воздуха. Одним из та­ ких источников является автомобильный транспорт. В настоящее время в городе эксплуатируется около 80 тысяч автомо­ билей общественного и индивидуального пользования. Вроде бы не так уж много, однако результаты лабораторных анализов воздуха на основ­ ных магистралях города показывают значительное содержание окислов азота, окиси углерода, фенола. А ведь к 1980 году ожидается четырех­ кратное увеличение парка легковых машин, не говоря уже о рубеже двухтысячного года, когда, по прогнозам, будет по машине на цаждые две семьи. Значит, уже сейчас нужны кардинальные меры если не по ликвида­ ции, то по значительному ограничению вредных выбросов в атмосферу. Работники автохозяйств принимают сейчас меры по лабораторному контролю за составом выхлопных газов, за регулированием топливной аппаратуры. Усилен контроль за этим со стороны инспекторов дорожно­ го надзора. Мы еще не имеем возможности снять с маршрутов, прохо­ дящих через жилые застройки, автомобили, работающие на дизельном топливе,— это задача ближайших лет. Как уже говорилось выше, правительством утверждена транспорт­ ная схема до рубежа двухтысячного года, предусматривающая строи­ тельство магистралей (около 400 километров) с выходом на загород­ ные трассы союзного и республиканского значения. Работа по претворению этой схемы в жизнь уже началась — строится мост через реку Обь, проложено несколько крупных магистралей, соединяю­ щих центр города с пригородом и будущими загородными кольцевыми магистралями. В.создании благоприятной городской среды и необходимого ком­ форта- важную роль играет нормальное обеспечение города водой. Лишь за последние десять лет подача воды в расчете на каждого горожанина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2