Сибирские огни, 1975, №2
фе в Новотомниково выращивали замечательных рысаков, племенных быков п шленских овец. Теперь этим делом должны были заняться ра бочие государственного хозяйства. Скот удалось вернуть, хотя и не полностью. Затем часть лошадей и коров передали беднякам. Выдали и сбрую с инвентарем. Остальное графское добро охранялось. Лес отпускался только по распоряжению председателей сельских Советов. Нашим чернитовским выписывал ор дера на рубку мой отец. Сунулся было за ордером и я. У нас-то, кроме закутка в два окна и плохонького сарая, ничего больше не было. Нам хотя бы десяток хлыс тов разделать и привезти на первый случай. Ведь надо и амбар, и ригу, и баню поставить. Отец даже слушать меня не стал: — Обойдемся пока. Не приведи господь, чтобы люди шкурником обозвали. — Но Муравьев-то, заводила ваш, на целый дом заготовил,— пы тался я переубедить отца.—Он даже и не сам работал, а заставил тех, у кого прежде батрачил. А ты разве не власть? Почему же тебе не по пользоваться? — Как Муравьев поступил —не мне отвечать,— хмуро возразил отец.— А я не хочу совесть терять. Люди, может, в колодец будут пры гать, так что же и мне прикажешь за ними?.. Иди ты от меня к монаху и не морочь голову. Знаю, что делаю... Ничего не добившись от отца, решили мы с братом Грншком воро вать лес ночью. Но разве скроешь бревна? Отец рассвирепел, что быва ло с ним не часто: — Опозорить меня хочете? На смех людям выставить? На помощь нам пришла мать: — Ты чего детей ругаешь? Беззаботный ты, нерачитель! Дети го лодные ходят, а тебе хоть бы что... — Хоть бедный да честный. А дети, ты говоришь, голые и холод ные? Не беда... Угадают попа и в рогоже, коли нет у пего одежи. Буде! день, будет и пища. Будет тело, будет и одежа,— голубой глаз его све тился уже не злостью, а весельем.— Христос в рубище ходил, а люди его любили и почитали... Не будет моего согласия, чтобы вы лес воро вали. Нет! Но мы-то знали, что любому из чернитовцев, попроси они послед нюю рубашку, отец и ее бы отдал, не задумываясь. — Христосик какой-то, батя-то,— ворчал Гришок. А я возражал с досадой: — Какой там Христос! Христос холостым ходил, не женился. А у нашего бати семеро по лавкам, и выпить он не дурак... Блажит, притво ряется. Наши мучения ему безразличные. Христос так не поступал. Лишь после того, как односельчане стали уговаривать отца взять лес, он, наконец, выписал нам разрешение на валку десяти деревьев, из которых нанятые матерью плотники срубили амбар. Мы с Гришком про сили позволения заготовить лес для дома, но опять услышали реши тельное «нет». _ Совесть-то должна у нас быть? Она, совесть-то, и прежде от греха меня уводила, а теперь, когда власть наша, ее тем паче блюсти надобно. Вот Ленина взять... Ленин, он, как Христос, поступает. Он его ученик. Мы часто слышали словесные перепалки на дедовой части дома. Дед нападал на дядю Андрея и за то, что он тянется к коммунистам, и за то,"что стал членом комиссии по продразверстке. Влетало и бабушке. __ Твой, твой супостат! —кричал дед,— Знать бы, задушил бы еще в люльке антихриста!..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2