Сибирские огни, 1975, №2
Иванов 'кйл тогда в Павлодаре; рядом бы ла степь, будущий писатель так же, как герой чеховской повести, «колесил по ней Г---1 и так же жег костры и ловил бред нем рыбу в озерах и речках, и так же за ставала меня гроза...» Читая Чехова, Иванов впервые с удивле нием осознавал: все это может стать мате риалом литературы; в основе искусства— жизнь. Та простая реальность, которая окружает людей на всем белом свете. И в маленьком «поселке Лебяжьем на реке Ир тыше, что течет по Сибири». Что думал сам Всеволод Иванов о сво емтворчестве? Лишь странным заблуждением можно объяснить довольно распространенное мне ние, будто он не ценил свой талант, не соз навал вполне особенностей собственного да рования. Заблуждение это разделил даже Горький, который обычно тонко понимал творческую психологию художника. Горь кий с тревогой писал Иванову в декабря 1924 года: «Вы—талантливый человек, но мне кажется, Вы недостаточно серьезно от носитесь к Вашему таланту и не так люби те его, как надо». Это один из постоянных мотивов в пись мах Горького к своему ученику. Мотив варьирующийся—например, иногда в голо се учителя звучит надежда: «...у Вас есть все данные для того, чтобы стать крупней шим писателем, и Вы, к аж ется, начинаете это понимать» (выделено мною.—Е. Ц .). До конца двадцатых годов Горький часто повторял это Иванову, пока не увидел: по ра ученичества кончилась. Однако мнение свое по сути не изменил. В своих воспоми наниях Т. В. Иванова так передает разго вор с Алексеем Максимовичем в январе 1936 года, незадолго до его смерти: «Всево лода я люблю, как сына,—говорил Горь кий,—и не перестаю жалеть, что он не осо знает меры своего таланта». Эти слова воспринимаются сейчас как поздно прочитанное завещание. В них чув ствуется продуманность, искреннее огорче ние. И все же Горький ошибался. Мы име ем теперь неоспоримое и сокровенное сви детельство тому—дневники Иванова, кото рым он доверчиво, многие годы, открывал свою душу. Эти записи убеждают в другом. Перечитаем их... Вот старый художник перебирает в уме пеструю вереницу своих книг. «Я пишу их историю,—замечает Иванов,—потому что они имеют огромную ценность (то есть, я думаю, что имеют—втайне думаю—но я, по-видимому, ошибаюсь...)». В этих словах есть все об его отношении к своей долгой писательной страде. И ре альное понимание значения собственных произведений. И сомнение, никогда его не покидавшее. В дневнике очень много того, что обычно называют самокритикой. Но даже самые страстные из этих «самобичующих» строк говорят отнюдь не о недооценке писателем своих творений, своего таланта, а только о I твердом знании своих—гораздо больших— художнических возможностей. Иванову не раз казалось: все уже кон чилось для него, все позади, в прошлом, Казалось: он создал совсем не то, что мог бы создать. Разбирая свои рукописи, Иванов спраши вает себя в декабре 1942 года: «...неужели же нельзя было и думать, и писать глубже? Какие все пустяки, какая мелочь! Ведь яже прожил огромную и очень занимательную жизнь,—и что останется от этой жизни? То мик рассказиков; может быть, какой-ни будь цветистый роман о Сибири, да и то едва ли,—пустота. Не то чтоб я так уж боялся этой пустоты, наоборот, она, до из вестной степени, прельщает меня, но просто глупо, имея хорьковую шубу, ходить в ар мяке» (Выделено мною.—Е. Ц.). Проходит несколько лет. На календаре— январь 1947-го. И здесь—вчитаемся!—он записывает, может быть, самое сокровенное: «Я стра дал оттого, что не мог полностью развить свой талант,—и не в своих интересах, сам я в конце концов жил счастливо, а в инте ресах моей страны—потому что если уж в такой стране, где были Чехов и Достоев ский, быть писателем, то надо быть очень хорошим, а для этого полностью развить себя». Как видим, Иванов сознавал «меру сво его таланта» и мучился, когда не мог при менить его так, как хотел. Для нас, читателей Иванова, особенно важно, что он не только правильно видел свой художественный дар, но оставался ве рен ему каждодневно. Поразительно быстро Иванов проходит путь от почти обязательной для начина ющих подражательности. Вспоминая, как в ранней юности упорно и безуспешно пытал ся научиться писать классическим стихом, он только улыбнется: «Бедняга, я не пони мал, что как раз в этом и есть мое счастье! У меня были собственные ритмы, и свое собственное понимание, и взгляд на мир, а я во что бы то ни стало хотел приобрести чужую одежду». Но лишь в самых ранних рассказах, опубликованных в газетах «Приишимье» и «Степная речь», угадываем мы стремление автора быть в литературе «как все». Воз можно, это от желания молодого провин циального литератора поскорее стать «на стоящим писателем». И уже вся его дальнейшая «жизнь в ис кусстве» •—это дорога к самому себе. Это годы сознательной, изматывающей, зачас тую победной борьбы с теми, кто хотел на деть на него «чужую одежду». С волнением читаешь сегодня летопись этой борьбы—его воспоминания, заметки, дневники, книги. Видишь: Иванову выпала всякий раз с горечью осознаваемая потом ками писательская доля: надолго остаться непонятым, хотя и очень знаменитым. Талант Иванова был настолько своеобра зен, что исследователи долго не могли очер тить его «границы». Сам писатель сказал об этом так: «...все мои работы при их по явлении—может быть, кроме тех, которые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2