Сибирские огни, 1975, №2
Иванов предлагает всмотреться в художе ственный строй толстовских романов — лег ко обнаружить в них «довольно нехитрый, но чрезвычайно убедительный фундамент контрастов: внутренних, внешних, природы и человека; животного и человека («Холсто- мер»), человека и бога, духовного и физио логического, рока и сознания». Художест венный контраст резко очерчивает философ скую концепцию Толстого, помогает ему проследить и выделить глубинные, только писателю открывающиеся связи и процессы жизни. Иванов проводит неожиданную парал лель между художественными приемами писателя и приемами современного кинема тографа. Эта смелая параллель оказалась довольно точной. Иванов пишет: «Л. Тол стой и его последователи производили,—-по нынешней терминологии, — раскадровку, дробя действие на ряд крайне мелких сцен: а) психологическую, б) вещную. В вещной —определенный предмет, который они хо тели выделить (скажем, ноги), двигался от одной вещи к другой или же —по частям этой вещи. В психологической — чувство, которое они хотели подчеркнуть (окажем, восхищение), сначала мелькало слабо, было еле уловимым, затем нарастало, охватывало всего героя, осознавалось им — он радовал ся этому или огорчался,— присутствовало в нем долго, исчезало, оставив по себе оса док —и почти никогда — бесследно». И еще одно глубокое, очень личное объ яснение психологизма Толстого дает критик. «Психологический роман Л. Толстого стро ится на «методе» Декарта: сомнения. Глав ный герой «сомневается», что живет пра вильно, и на этом сомнении начинает пере делывать жизнь». Вот один из уроков Тол стого, справедливо считает Иванов. Этот художественный метод имеет большие воз можности. Ведь сомнение так присуще «психике современного человека». Люди ча сто задают непростые вопросы самим себе, друг другу, обществу. Как и о Толстом, Иванов не написал о Достоевском статью. Может, потому, что долгое время литературоведы в основном подчеркивали ошибки и заблуждения авто ра «Преступления и наказания». Где-то на втором плане оставались его художествен ные открытия. Кроме того, о дорогом и близком обычно говорить трудно. Но писатель ревностно следил за лите ратурой о нем. В его библиотеке имелось едва ли не все, что когда-либо было изда но в России о Достоевском. Время от вре мени Иванов перечитывал эти работы. Де лал пометки на полях книг, соглашаясь, а чаще споря с критиками и литературоведа ми. Почти всякий раз Иванова раздражало непонимание исследователями истинной мас штабности таланта Достоевского. «Читал свод статей по Достоевскому: со временников и более поздних. Убожество ужасающее,— пишет Иванов в феврале 1943 года,— Прекрасен только Вл. Соловь- ев да К. Леонтьев,— и не потому, что они правы в оценке, а потому, что талантливы и ощущали, что Достоевский— сооруже ние больших размеров, гора». Иванов считал Достоевского непревзой денным певцом темы «несправедливой оби ды» человека. Темы попранного достоинст ва личности. Темы, которая, кажется крити ку, вообще господствовала в литературе в эпоху Пушкина. «Ф. М. Достоевский, опи раясь на обиды жизни,— а оя-то доподлин но испытал их множество,— рассказал об этих несправедливо обиженных с силой ве ликой и неповторимой». Причем, эти обиды не всегда наносятся персонажам Достоев ского извне, проницательно замечает Ива нов. Порой трагедия коренится в глубинах характеров героев. Как о спасении, они тай но мечтают о боге, но не верят в него умом; оскорбленные, наслаждаются собст венным падением; призывают слепо любить весь свет и ненавидят самих себя... Иванов верно различает один из основных мотивов, который движет человеческие судьбы у До стоевского: «Гордость: «Как бы не унизить свою гордость, а затем, унижая, так уни зиться, как никто...» Критик вычерчивает своеобразные пара болы духовных состояний героев Достоев ского. Вот он разбивает типичнейший нрав ственный конфликт у писателя: «Достоев ский почти в каждом своем произведении доказывал: «Счастливая любовь невозмож^ на». Если у .него не было под рукой фак тов, неопровержимых и позорных, знание которых разрушит любую любовь, он вво дил в действие жестокость, насмешку, стремление узнать друг друга до конца. И тогда любовь разрушалась. А человек ис пытывал какое-то удовольствие от того, что мог разрушить любовь. Или уж для получения любви надо пройти через такие страдания, что не всякий и сможет». Всеволод Иванов часто думает о судьбе наследия Достоевского.. «Марлинский про жил жизнь не меньшую, чем Достоевский, — пишет он во время войны,— но первый — цветок в гербарии, а второй — вечно жи вое семя жизни. Аминь». V Путь Иванова к вершинам культуры был тернист. Путь, начавшийся в церковно-при ходской школе, которая дала в свое время богатый материал для юмористов. Почти вся литература, изучаемая здесь, «была та кого рода,— говорит Иванов в статье «Вы сокий пример» (1954),— что, когда теперь она вдруг всплывает в моей памяти, я ша рахаюсь и шепчу: «Что за дьявольское на важдение!» В кругу чтения подростка — в основном детективы и приключенческие ро маны, печатавшиеся как приложение к по пулярным журналам. Но вот в четырнадцать лет прочитана че ховская «Степь». Первая встреча с боль шим искусством. Встреча и радостная, и не ожиданная: «долго сидел ошеломленный, испуганный». Вот и опрокинуты представле ния мальчика о Книге, которую он «привык уже считать чем-то занятным, вроде игры в лапту или бабки». Оказалось, литература не только развлекает — учит, заставляет мыслить. Приходили невольные сравнения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2