Сибирские огни, 1975, №2
«Существует огромный, дорогостоящий ор ганизм —православная церковь. Сущест вует, несмотря на то, щто всеми учеными со вершенно точно и бесспорно доказано, что церковь — вздор, а вера в бога — бессмыс лица... Существует потому, что больше всех говорит о добре». Иванов сужает причины религиозных предрассудков. Однако существенно его беспокойство: духовный вакуум всегда за полняется... Он заботился о более глубоком гуманиз ме искусства —■как и другие писатели, за ботясь таким образом о более полном «нравственном обеспечении коммунизма» (А. Твардовский). «Обязанность поэта? — Создавать примеры добра»,— записал Ива нов в дневнике. Опять и опять «измеряя» роль гуманизма в творчестве, Иванов роыяет фразу, почти афористичную: «Добро — вещь тяжелая, са поги из свинца. Но зато в них можно идти на большой глубине». Итак, доброта во многом определяла жизненную философию писателя. Стояла в центре модели мира, которую легко сконст руировать, читая дневники, а главное — книги Всеволода Иванова. Среди художественных произведений вы деляется в этом смысле роман «Вулкан». Роман, задуманный перед Великой Отече ственной войной, а законченный в 1962-м. Героиня «Вулкана» —молодой талантли вый архитектор — произносит большой внутренний монолог в защиту добра. «За дачи, стоящие перед нашим советским об ществом,— высоконравственны? Несомнен но. Значит, и задача советского искусства, как части нашего общества, тоже высоко нравственна: искусство должно вдохнов лять на добро, совестливость, поиски исти ны. Но ведь существуют люди, которые от рицают добро, считают его идеализмом, над- партийностью? Есть такие. Правы они? Нет. По-ихнему выходит, что наш совет ский человек не должен иметь самостоя тельного мышления в решении проблем доб ра и совести? Значит, это привилегия бур жуев? Церковников?» Нельзя перекладывать гуманизм в багаж идейных противников, убежден Иваноз. Вот почему он подмечает и реальные противо речия в трактовке этого понятия. Реальный гуманизм обращен не только ко всему человечеству, но и к конкретной, «ря довой» личности. Поэтому он включает в себя и «самое обыкновенное толкование по нятия добра, как стремления помочь ближ ним, быть милосердным, быть живым и сердечным». Подытоживая многие свои раздумья о добре, Иванов так объяснял их первопри чину: «Не знаю, как прежде, но знаю, что сейчас добро и доброта имеют для России большое значение». I I I Задумаемся над одним из парадоксов творчества. Трагичны коллизии большинства произве дений Всеволода Иванова, а его талант на редкость оптимистичен. Оптимистичен орга нично, не «преднамеренно». Здесь нет зада ния писателя самому себе, здесь — природа дарования. По меткому слову автора, в его книгах не переставал гореть «кудрявый и душис тый пламень жизни». Благодаря этому «ог ню» оптимизма молодой писатель и сумел переплавить свой трудный опыт, разрознен ные, тяжкие факты революционного быта, гражданской войны в цельные, наполнен ные гармонией полотна. Сумел, ничего не утаивая и не приукрашивая, избегнуть од нозначности, всегда мешающей в искусстве. Сумел сказать правду о своем неповтори мом, жестоком, прекрасном времени. Он говорит об оптимизме, споря с тради ционными утверждениями исследователей: По-своему Иванов осмысливает тот факт, что русская литература порою была един ственным голосом правды, одна — честно, упрямо — напоминала о горьком положении народа. Вот почему, считает Иванов, она «...почти лишена юмора. Она владеет сати рой, насмешкой, издевательством, но она не умеет ласково улыбаться». Иванов будто предугадывает невольный контрвопрос —сам вспоминает Чехова. Вспоминает любопытнейшую и, на его взгляд, показательную трансформацию че ховского таланта. Повинуясь микроклимату русской прозы, а главное — беспощадной правде жизни, очень «быстро юмор его пре вратился в тоску и скорбь, а добродушие сменилось негодованием». Мы встретим у Иванова и еще одно объяс нение пессимизма русской классики. Объяс нение уже не только социальными мотива ми, но и мотивами, коренящимися в психо логии творчества. «Серьезные писатели,— особенно русские,—почему-то презирали оп тимизм... — задумывается Иванов.—Прези рали, наверное, потому, что средняя по требительская литература была опти мистичной». Конечно, Иванов не может не вспомнить и факты иного рода: «Много оптимизма у Л. Толстого и у Н. Лескова. Но, все-гаки, у того и другого (особенно у Н. Лескова) оптимисты мало чего побиваются в жизни». Чтобы доказать свою концепцию, Иванов подвергает сомнению привычные литератур ные оценки. Ему кажется странным, что «Горького и даже(!) Чехова» считали опти мистами. Он пишет: «Горький был таким отчасти («Мать», ранние рассказы, Лука — «На дне» — и все статьи), а Чехов выражал свой оптимизм только в статьях, как и Горький. Эти статьи (в точном понимании этого слова Чехов статьи не писал) Чехов вставлял в уста своих героев, вроде — «не бо в алмазах». Мысль Иванова очень интересна. И все же поставим и мы здесь несколько «но»... Художник, боявшийся упрощений, он вдруг забывает, что герои (тем более у Толстого) не разграничиваются так резко на пессими стов и оптимистов. А делая тонкое заме чание о поэтике Чехова, не учитывает: ми ровосприятие персонажей, хоть и не равно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2