Сибирские огни, 1975, №2
Высокая цель. Ее поставил перед Ивано вым Горький. В феврале 1917-го он писал в далекую Сибирь никому не известному, еще только ищущему свою дорогу и свою славу автору: «Всем нам, знающим жизнь, кроме человека, верить не во чтоГ -1 Вы не только судья людям, но и кровный их друг». Шли годы. Они все больше убеждали Иванова в правоте слов учителя. Во время Великой Отечественной войны, думая о страданиях народных, он почти дословно повторяет по прочтении книг Р. Роллана и М. Ганди: «...именно так — с верой в чело веческое сердце — и надо сейчас писать, да и читать». «С верой в человеческое сердце»... Мож но ли лучше выразить художественную программу Всеволода Иванова? Ибо глав ная в его творчестве тема — это тема обре тения духовности. Тема «выпрямления» че ловека, который преодолевает в себе раба, вырывается из замкнутого круга повседнев ности... Прекрасная, светлая, традиционная для русской литературы тема. Аморальными казались Иванову книги, «прихорашивающие» действительность, глу хие к страданиям и горю. Именно об этом он писал в дневнике незадолго до смерти. Он подчеркивал тогда, что искусство долж но вбирать в себя боль жизни: «Надо все- таки, чтобы чувствовалась боль — если она есть. А что она есть, это несомненно». Перед нами не случайная заметка на по лях. Перед нами — слова, написанные на последней странице жизни. Стоит припомнить статьи Всеволода Ива нова о многих писателях: разнообразные и даже разноречивые художественные иска ния критик нередко поверял одинаково — гуманизмом. «Это был тяжелый, сложный и длинный путь,—пишет он, окидывая взо ром творчество Анатоля Франса.— Но это был путь любви и уважения к человече ской личности, а значит — путь победы». Решительное «значит» великолепно переда ет логику мышления Иванова. «Человек,— провозглашает Иванов,— ро дится для того, чтобы быть великаном. Это — его жизненная задача. Другой нет. Он должен быть великаном в любви, в тру де, в наслаждении природой, в поэзии, на конец!» Говоря это, Иванов не зря упоминает од ного из гениев Возрождения: «Микеланд жело не очень был велик ростом, но он оста вил после себя «Давида». И мы меряем Ми келанджело по «Давиду», а не по скелету художника». Конечно, гуманизма «вообще» не бывает. Пафос раздумий Иванова и определяется тем, что_он имеет в виду новый, социали стический гуманизм. Гуманизм, опираю щийся на непреложные законы обществен ного развития, указывающий личности вы ход из тупиков страдания, отчаяния, без верия. Недаром Маркс называл коммунизм реальным гуманизмом. Вс. Иванов делает обычное дело писате ля — заинтересованно следит за тем, как но вый гуманизм меняет людские души. Он принципиально не закрывает глаза на то, что духовный рост советского человека не слишком прост — причиной тому трудности и перипетии исторической судьбы народа. И все же, замечает Иванов, этот человек неуклонно приближается к гуманистическо му^ идеалу. Он перестал ощущать себя жал кой, одинокой песчинкой, затерявшейся в хаосе мироздания. Песчинкой, не осознаю щей ни прошлого, ни будущего, уверенной только в неизбежности своего биологическо го конца. Впервые в истории и существова ние отдельной личности, и существование целого народа подчинено одной большой цели. В романе «Поэт» один из героев размыш ляет над этим нравственным движением. Над тем, как повысилась ценность конкрет ного бытия, отмеченного границами рожде ния и смерти: «В течение одной, только од ной человеческой жизни можно перестроить целую страну. Так... сделал Ленин. Вот что такое жизнь! Вот этот размах!» Герой с восхищением добавляет: «И подумать толь ко, что об этом размахе способен расска зать с необычайной силой — всему миру— один только поэт! Ну как не завидовать поэтам?» В том же романе герой говорит Поэту: «Я прощаю вам все — во имя красоты чело века, во имя надежды, что вы мне покаже те эту красоту. Боже мой, как необыкно венно и как поражающе чудесна эта кра сота. Человек у нас красив всюду — и это ли не главнейшее достижение нашего строя. Он красив и на поле брани, и на ни ве, и на заводе, где раньше была ужасаю щая грязь и, главное, унижение, и в шахте, н в море, и за книгой в университете... По кажите мне советского человека!» Всеволод^ Иванов — типичнейший социа листический гуманист. Хотя его концепция гуманизма и окрашена в глубоко индивид-^- альные тона, это не противоречит главному. Это, между прочим, еще раз доказывает: гуманизм каждого большого художника своеобразен тем, что опирается на живой, всегда неповторимый человеческий опыт. Идея добра — одна из главных иванов ских идей в два последних десятилетия его жизни. Человек как носитель добра был в это же время в центре внимания Иванова- художника. «Опираясь на добро, человече ский ум способен совершать чудеса». Писа тель ищет добро во всем, прослеживает да же эволюцию людских представлений о добре и доброте. И именно с этих позиций пытается объяснить многие парадоксы че ловеческой истории. Ивановские воззрения не уложить в ка кие-то рамки. Например, он не любил ре лигию, считал кощунственно карнавальны ми церковные обряды (его неопубликован ный роман «Ужгииский кремль» — это блес тящая сатира на церковь). Но писатель по нимал изначальную мудрость религиозных догматов, с их вниманием к каждому от дельному человеку, состраданием к его судьбе. Кстати, в том, что категория добра дол го объявлялась иными критиками асоциаль ной, Иванов усматривал одну из причин продолжающегося религиозного влияния...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2