Сибирские огни, 1975, №2
Это счастье — негромкое счастье критика- воспитателя — часто испытывал сам Ива нов. Не случайно он так любил жанр внут ренней рецензии. Любил вести непосредст венный разговор с писателем. Вот он пишет обычное заключение на сборник рассказов и очерков начинающего прозаика. Читает вначале отзывы других ре цензентов и вдруг восклицает: «18 страниц рецензий! Молодому автору повезло. Он хо рошо начал. Получить 18 страниц рецензий известных писателей на книгу, которая, ка жется, еще не напечатана,— это очень при ятно, тем более, что рецензии,— почти все,— доброжелательные, положительные». Иванов роняет реплику, многое проясня ющую: «Я пишу отзыв на рецензии, а не на рассказы, потому что — рецензии, отлично, умело сделанные, и принесут автору пользу». Легко понять его пафос: внутренняя ре цензия — не Золушка среди критических жанров; от нее зависит даже не успех кни ги —ее судьба. Но, может быть, это рассуждение Ива нова — простая случайность? Архивные ма териалы убеждают в другом. Так же ра дуется он за начинающего автора, когда получает для прочтения повести Нинель Бейлиной: «На две работы четыре об стоятельных рецензии, занимающих в об щей сложности 26 страниц». А вот он знакомится со сборником моло дого поэта Леонида Завальнюка. «Книжка испещрена каким-то досужим рецензен том,— пишет Иванов,— словно мухами об сижена... и это типично. Наши рецензенты ужасно любят придираться к частностям, порой не понимая того, что они и делают. Написано, например, у автора — «грунтует полотно». Рецензент в недоумении. Подчер кивает. А это обычный технический термин художников, означающий, что полотно по крывают раствором мела и клея. «Класть ли сруб»... подчеркнуто. Недоумение. А это тоже обыкновенное техническое выражение. И так далее». Иванова раздражает непонимание ре цензентом вещей простых, прямо-таки эле ментарных. Поражает неспособность вник нуть в суть дела, увидеть за частностями общее. Художественная критика — особый род публицистики. Оперативно и непосредствен но она обращается к чувствам, к сознанию людей. Со страстью утверждает или опро вергает явления искусства. А главное — обязательно раскрывает, объясняет их. Оттого Иванов постоянно ведет бой с ци татничеством в критике. Печальным и не столь уж редким явлением, когда автор статьи скрывается за броней чужих слов и боится остаться с глазу на глаз с читате лем. А многочисленные цитаты, как ни па радоксально, не только не приближают к художественному тексту, они «мешают не посредственному и живому течению расска за о писательском мастерстве...» «Я так и не уразумел, что отстаивает автор и против чего он борется? Туманные слова, намеки, многозначительность от Твардовского до Бальзака, но своего я не нашел ничего». Говоря о художественной критике, он резко ставит ударение на первом из этих слов: художественная. Здесь, полагает Ива нов, обозначен не только предмет критики, но в известной мере и ее качество. Как много потеряла и теряет литература от то го, что критерий художественности по от ношению к самой критике порой не счита ется важным. Поэтому-то критики иной раз уподобляются детям, играющим в испорчен ный телефон. Говорят, доказывают, спо рят... А читатель их не слышит. «Литературный критик... прежде всего сам художник слова»,— не сомневался А. Луначарский. Вот слова, которые Ива нов повторял долгие годы. Повторял не до словно (может, и не зная высказывания Луначарского) — точно по смыслу. Он тре бует от критики образности, эмоционально сти. С усмешкой советует одному из ре цензентов «побольше учиться, хотя бы у то го писателя, о котором он пишет». В одной из статей то и дело мелькают канцеляризмы. Иванов тревожится: «...Пока не поздно, пока они не вошли в кровь и плоть, с ними нужно бороться. Нужно ис кать свой стиль, а не идти на поводу у га зетного штампа». Бледный невыразительный язык порой даже перечеркивает достоинства критиче ского или литературоведческого труда. Вот очерк А. Т. об одном драматурге. Интерес ные факты, точные наблюдения. Но... «к со жалению, читать эту работу тяжело из-за темного, а порой и неряшливого языка». Иванов знал: часто замечания о стиле ка саются самой сути содержания. Едва ли не растерянно он сравнивает две статьи критика В. П. Одна из рецензий нра вится ему своим вдумчивым вниманием к тексту. Но в другой статье — «Шире те матику, шире мастерство!» — словно бы кто-то подменил автора. «Какой он приоб рел доктринерский тон, как он важно су дит, как строго говорит, почти приказыва ет, какие безапелляционные делает выводы.. просто даже не верится... я прошу авто ра [...] помнить, что никогда сухое, догма тическое доктринерство не создавало вели ких критиков». Есть нечто исповедальное, волнующее в напутствиях старого писателя молодым критикам. За этими словами — трепет ная забота о литературе, о творчестве, которое всю его жизнь «наполняло душу огнем». (I Искусство не достойно существовать, ес ли оно не гуманно. Простая истина, кото рую через всю свою жизнь пронес Всеволод Иванов. Пронес бережно, стойко. Защита человеческой личности, права ее на единственность и сокровенность, раскры тие ее сложности, красоты, противоречиво сти... Вот та цель, казалось писателю, кото рую тем яснее ставит перед собой литера тура, чем дальше и увереннее идет по пути прогресса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2