Сибирские огни, 1975, №2
открыть здесь дверь и в свою творческую мастерскую. Это была бы его исповедь, «прямая речь» в беседе с читателем. Этот труд остался незаконченным, одна ко исповедь и без того состоялась. Много кратно Всеволод Иванов писал о своей жизни, которая поразительно легко стала материалом литературы. Между тем теоретическое наследие Все волода Иванова еще не изучено, не собра но: многие статьи «затерялись» в периодике 20—60-х годов, даже полностью не опубли кованы. Исследователей ждет здесь много неожиданностей. Например, в Центральном государственном архиве литературы и ис кусства СССР, в некоторых частных архи вах нами было обнаружено более трехсот внутренних рецензий Иванова1. Эти рецен зии, как и изданные недавно дневники пи сателя и воспоминания о нем, свидетельст вуют о том же — о глубоком понимании Ивановым природы искусства, психологии и «технологии» творчества. Спустя годы после своей смерти писатель с присущим ему полемическим запалом участвует в на ших спорах. В чем секрет этой современности? На протяжении своего почти полувеково го пути в литературе Всеволод Иванов мно гое отвергал. И в искусстве, и в самом себе. Порой стремительно уходил от того, что еще вчера было ему близким. Но одна мысль владела им всегда, безраздельно. Мысль о высоком общественном призвании искусства. Незадолго до смерти писатель дал точное определение делу своей жизни: «Литература — та же война, война с неве жеством, слепотой, бескультурьем, бесчело вечностью, война за добро, за человеко любие». Слово «война» употреблено здесь не всуе: Иванов не любил выспренности. Хоро шо чувствуя приближающуюся схватку с фашизмом и многократно напоминая об этом собратьям по перу, он еще в 30-е годы мечтал о том, что «писательский удар будет не последним ударом», что «слово в этой грядущей войне» окажется «метким и смер тоносным, подобно нашим пулеметам и на шим винтовкам». Всеволод Иванов смотрел на литературу и как на огромное — в миллионы томов — письмо. Письмо из прошлого в грядущее. Ведь искусство накапливает и передает от поколения к поколению драгоценный, труд но обретаемый духовный опыт. Но и эту коммуникативную функцию, считал Ива нов, литература выполняет тем успешнее, чем она идейнее. «Настоящий художник должен связывать предметы принципами, обязательными для всего человечества». Только тогда он будет по-настоящему зо рок при встрече с действительностью. Только тогда сумеет «охватить одним взгля-* 7 Часть этих рецензий опубликована вами в « Литературной газете» (9 ф евраля 1972 г 7 ф евраля 1973 г., 13 м арта 1974 г ) , в ж у р нале «Литературный Киргизстан» (1973, № 2). О работе Вс. И ванова с молодыми пи сателям и см. наши статьи: «И скания и н а ходки Всеволода Иванова» («Сибирские ог ни», 1973. № 9); «В защ и ту живого слова» («Урал», 1974, № 7). дом» наш сложный, с калейдоскопической быстротой меняющийся мир. I Он не принадлежал к литераторам, кото рые с высокомерием видят в критике лишь комментатора, популяризатора авторского замысла. Он твердо знал: критика — это призвание, подвижничество, нередко тер нистая дорога в искусстве. «В критике,— серьезно объясняет Иванов,— как и во всей литературе, существует совершенство. И путь к этому совершенству труден»1. Профессионализм критики — уже в самом выборе произведения для анализа. Иванов советует одному молодому рецензенту по думать «побольше о трудностях» избранной им дороги. Подумать над дилеммой: «Кри тику не столько трудно писать, сколько трудно выбирать — о ком писать?» Типичен для Иванова вопрос, который он задал, прочитав рукопись, посвященную Вл. Бахметьеву: «Не странно ли, что только теперь, впервые, написан литературоведче ский и критический труд о творчестве одно го из старейших советских писателей, свы ше 50 лет работающего на нашей ниве ли тературной? Не указывает ли это на кос ность нашей критики, на ее неумение ви деть литературные процессы и литераторов, в частности». Иванов считал писательство трудным, по четным учительством. И ту же наставниче скую миссию возлагал на критику. Словно о чем-то наболевшем, он говорил с трибуны Третьего съезда писателей о необходимости помочь молодым литераторам, чтобы они «не сбивались... с творческого пути на путь халтуры, подражательности, безразличия, делячества. Как помочь?—задавал вопрос Иванов.—Прежде всего усилением добро желательной, отнюдь не зубодробильной критики». А вот небольшой пассаж, извлеченный из статьи Иванова об И. Касаткине. Критика должна замечать и учить таланты, подчер кивает писатель. Учить «упорно, непрестан но! Учить мастерству, бережному и чуткому отношению к искусству, страху и восторгу перед искусством, перед святостью его». Образный и, меж тем, совершенно конк ретный «кодекс» критики! Вдова писателя вспоминает: «Всеволод всегда говорил: «Пусть судит о произведе нии тот, кто способен понять и само про изведение, и те задачи, которые ставил перед собой автор». Как ждал он такого критика! Критика с твердыми идейно-творческими убеждения ми, тонким художественным вкусом, умею щего и почувствовать, увидеть образы писа теля, и развить их. И, конечно же, если это и учитель, то учитель, не поглядывающий холодновато, высокомерно на ученика, а напротив — радующийся своему учи тельству. 1 З д есь и далее и сп ользованы неопубли кован н ы е м атериалы , х р ан ящ и еся в ЦГАЛИ СССР и в личном ар х и ве Вс. И ванова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2