Сибирские огни, 1975, №2
вам Фомича, есть «машина». И Федору Андреевичу, у которого в данный момент была только пешня да рюкзак, даже не от крыли калитку. Эта сцена неудачливого «визита» к лес нику написана с истинно сатирической бес пощадностью. Ни тени жалости не вызы вает у автора его герой, с которым «Лес никова баба» даже не захотела разговари вать да еще вдобавок пригрозила выпус тить кобелей, если тот не перестанет дер гать калитку. Федор Андреевич предстает здесь как «жертва» собственных же прин ципов жизни; те «мудрые» правила, кото рым он неукоснительно следовал и продол жает следовать, обернулись вдруг ему сво ей грязной изнанкой, и герой почувствовал себя так, «будто ему, со связанными рука ми, влепили пощечину. Даже не пощечину, а харкнули в физиономию». Воистину, «злонравия достойные плоды»! Потребительство, делячество, мещанство в широком смысле слова—пороки, хорошо известные нашей литературе, воплощенные ею в многочисленных «колоритных фигу рах» хапуг, рвачей, стяжателей. Однако Е. Носов разоблачает этот порок по-своему, бьет по мещанству с такой позиции, с ка кой давно уже (кажется, чуть ли не со вре мен В. Маяковского) по нему не били. Ме щанство, как это убедительно показывает нам писатель, начинается там, где обнару живается отход от революционных тради ций рабочего класса, где утрачивается ор ганическая связь с этим самым передовым классом общества. Федор Андреевич вышел из рабочих, так же как и Фомич, начинал свою трудовую биографию в цехе, у станка. Однако с того момента, как Федора Андреевича «отли чили», определили на учебу, он стал посте пенно отдаляться от товарищей по цеху, возомнил себя личностью необыкновенной. Когда Толкунова вместе с двумя другими выдвиженцами отправили на рабфак, ди ректор завода сказал им: «Ваши... знания, которые вы получите, это не ваша собст венность, как штаны или чемодан. Это раз. А второе... само по себе учение еще не нау ка. Самая главная наука: ежели ты под нялся высоко, гляди не сверху вниз, а и от туда, с этой своей ученой высоты, смотри опять же снизу вверх. Потому... что выше народа все равно никому не подняться». Однако это мудрое напутствие старого ком муниста Федор Андреевич напрочь забыл, как забыл и то, что своим выдвижением, своим высоким положением он обязан именно рабочему классу. В самом деле, кем бы был Толкунов, ес ли бы товарищи по цеху не подсадили его на своих крепких спинах на первый сук «древа познания», если бы не взяли на се бя его норму, его работу?.. Однако, выучив шись на рабочие рубли и заняв высокое кресло, он не испытывает никакой благо дарности к бывшим своим товарищам. Встретив Фомича, он не чувствует никакой радости от этой встречи, не проявляет да же элементарного уважения к другу своей рабочей юности. А ведь Фомич—один из тех, кто внес лепту в его «процветание», один из тех, кто остался в цехе, чтобы дать возможность Толкунову учиться, рас ти дальше. Однако в зачерствевшей душе Федора Андреевича не возникает ни малей шего побуждения к тому, чтобы как-то по благодарить Фомича или хотя бы проявить обыкновенный человеческий интерес к его личности. Наоборот, ему все претит, его все раздражает в Фомиче. Он даже грубо об рывает своего собеседника, когда тот вспо минает прошлое, воскрешая целый период, целый кусок истории родного завода. И вот тут-то становится очевидным, что Федор Андреевич, хоть и возглавлял завод в течение тридцати лет, но по-настоящему интересами завода не жил и исполнял свои служебные обязанности исключительно ра ди того, чтобы подольше посидеть в дирек торском кресле. Так обнаруживается посте пенно истинное лицо Толкунова—приспо собленца, потребителя, карьериста «высшей марки». Но повторяем: исходными «пункта ми», первоосновой этих пороков являются отступничество от традиций рабочего клас са, забвение о своей принадлежности к «рабочему сословию», и здесь Е. Носов, как мы уже заметили, вполне солидаризуется с В. А1аяковским, который видел в мещанстве не просто «дрянь», но силу, стоящую на пути нашего поступательного движения и потому подлежащую немедленному иско ренению. Только не совсем вяжется со столь серь езной проблематикой концовка повести. Ведь разоблачив и вывернув наизнанку своего Федора Андреевича, Е. Носов, по су ществу, показал нам подлинную трагедию. Потому что это действительно трагедия, когда человек, вышедший из рабочего класса, предает забвению его идеалы и тра диции, превращается в делягу и потреби теля. Но вот этого трагизма сам писатель, как нам кажется, до конца не ощутил. Ина казание своему герою он уготовил какое-то водевильное, буквально в духе «басен с моралью». Во всяком случае, именно такое впечат ление остается от заключительной сценки, когда Федор Андреевич напрашивается с бутылкой в гости к своему бывшему прия телю Зинченко, а тот не хочет его и знать. Композиционно эта сценка, быть может, и необходима, но по сути дела она лишняя. Во-первых, она как-то «смазывает» драма тическую развязку повести, когда Толкунов бросает на произвол судьбы Фомича и уез жает в город на подвернувшейся «Волге», а во-вторых, сцена эта—лишь вариация эпизода у лесной сторожки и, как всякое по вторение, особого эффекта уже не про изводит. Толкунову противостоит в повести Фо мич, старый кадровый рабочий, ныне тоже пенсионер. Фомич—полная противополож ность Федору Андреевичу, достойный «про тивовес» главному герою повести. Однако перед нами отнюдь не схематическое про тивопоставление, сооруженное автором ра ди разоблачения отрицательного персонажа. Фомич—тоже живая, колоритная, по-свое му типичная фигура. Этот герой во многом сродни Егору Подушкину. Как и Полуш-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2