Сибирские огни, 1975, №2
Но, обратите внимание, вся эта «прока за» проделывается Олегом Олеговичем с единственной целью—вырваться под видом служебной командировки в город и весело провести там время. Гениальнее и не при думаешь. Однако самым изумительным здесь явля ется то, что автор откровенно умиляется своим героем, полагая, как видно, что к «деловому человеку» можно иногда и сни зойти. Ну что, мол, стоит этот «грешок» пс сравнению с теми масштабными делами, ко торые вершит директор Прончатов, коман дуя гигантской сплавконторой, чья терри тория по размерам превосходит площадь Франции, Швейцарии и королевства Люк сембург, вместе взятых? Опасная философия, скажем прямо. Ибо еще за сто лет до Прончатова некий сту дент Раскольников задался вопросом: что стоит жизнь какой-то ничтожной Старушон ки-процентщицы по сравнению с тысячей добрых дел, которые можно устроить, убив н ограбив эту старушонку? Разумеется, ку теж Олега Олеговича Прончатова и пре ступление Родиона Раскольникова—вещи несравнимые, несоизмеримые, но не слу чайно же сам Достоевский замечал, что вся разница между бесчестными поступками только в масштабах. Вот почему по мень шей мере странной кажется нам попытка некоторых писателей уравновесить, при крыть какие-то нравственные изъяны в ха рактерах созданных ими героев той гро мадной «пользой», которую эти герои при носят своей служебной и производственной деятельностью. В этой связи повесть Е. Носова пред ставляется нам достойной отповедью авто рам, стремящимся фетишизировать дело вые качества героя-современника. Для Е. Носова «нравственное» и «деловое» в человеке неразделимо; он, говоря словами Л. Н. Толстого, всегда знает и помнит, «что хорошо и что дурно». Герой повести «Не имей десять руб лей...», разумеется, не чета Прончатову хо тя бы по той причине, что задуман он ав тором как тип отрицательный. Однако Фе дор Андреевич Толкунов тоже не лыком шит, у него тоже, надо полагать, есть и ор ганизаторские способности, и энергия, и во ля, и знания—иначе вряд ли бы он вырос столь стремительно в крупную руководя щую единицу, вряд ли бы смог в течение тридцати лет командовать предприятием- гигантом. Но Е. Носов нигде не выставляет эти достоинства (и немалые достоинства!) в качестве «смягчающего обстоятельства». Никакой скидки не делает автор своему ге рою, никакого снисхождения, никакой по блажки в связи с «прошлыми заслугами» не дает ему. Писатель потому и столь беспощаден к своему Федору Андреевичу, что все деловые достоинства этого человека не обеспечены «золотом» истинно человеческих, нравствен ных качеств. Толкунов, каким он предстает на страни цах повести, скорее пародия на делового че ловека, ибо логика, по которой он живет, это логика приспособленца, потребителя, 12 . С ибирские огни № 2. привыкшего подходить ко всему и всем с точки зрения «а что я с этого буду иметь». В этой «логике» нет места таким понятиям, как душевность, бескорыстие, сердечность Зато у Федора Андреевича и ему подобных есть целый свод правил, целый неписаный кодекс, которому они следуют твердо и неукоснительно. Так, «у них» считается чем-то зазорным, чуть ли не унизительным посидеть за общим столом вместе с рабочи ми людьми («отошла эта кустарщина, рю мочные братания»,—презрительно говорит Федор Андреевич, когда Фомич начинает вспоминать, как в тридцатые годы на их заводе всем коллективом отмечали празд ники); зато можно глушить коньяк стака нами, запершись у себя в кабинете, и сут ками пьянствовать в «узком кругу», среди «своих», равных тебе по чину и должности людей. «У них» другом признается лишь человек «полезный», который при случае может достать дефицитные материалы, про бить в вышестоящих организациях какой- нибудь важный вопрос либо способен на ху дой конец организовать охоту или рыбалку. Все другие виды товарищества, основанные на общности духовных интересов, на бес корыстии и взаимном уважении, им просто неведомы, для них все это пустые санти менты, «эмоции». Федор Андреевич с презрением отводит предложение Фомича дружить семьями, за просто ходить друг к другу в гости. Чего ради ему акая дружба, что он от нее «бу дет иметь»? Разве что узнает новый способ засолки огурцов от хозяйственной супруги Фомича... Да ему никогда и не стать дру гом Фомича, поскольку они—люди не толь ко разных жизненных убеждений, но и со вершенно разного духовно-нравственного устройства. Федор Андреевич начисто ли шен тех качеств, которые составляют глав ную принадлежность натуры Фомича,—ду шевности и сердечности. Единственное, что у него еще сохранилось «из области эмо ций»,—это боль уязвленного самолюбия. Федор Андреевич способен на «сильные переживания» лишь в одном случае—когда задета его гордость, его апломб человека, знавшего некогда «лучшие времена». Великолепна у Е. Носова сцена, где по казана жалкая попытка Федора Андрееви ча тряхнуть стариной, пустить в ход остат ки своего былого авторитета. Основатель но продрогнув после долгого сидения на бе регу, Толкунов, вопреки предостережению Фомича, решает завернуть к местному лес нику Никанору. Прежде ему не раз случа лось бывать «в подобного рода сторож ках, и он испытывал какое-то благоговей ное чувство даже перед самим словом «лесник». Обычно завозил его туда все тот же Зинченко со своей компанией, и всегда с ночевой. Федор Андреевич и теперь еще с удовольствием вспоминал эти внезапные ночные наезды». Однако заворачивая по старой привычке к лесной сторожке, Федор Андреевич не учел одного немаловажного обстоятельства. Этот Никанор оказался человеком, тоже Исповедующим кодекс «деловых людей»: он вбдил дружбу лишь с теми, у кого, по ело-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2