Сибирские огни, 1975, №2

предметов и вещей, которая у Гоголя и Гончарова создает впечатление скорлупы, оболочки, куда намертво спрятаны самл герои. Мы ясно видим, что и бурки, и папаха, и кожанка, в которые облачился герой Е. Носова,— это лишь одна из его личин, одна из масок. Как ни ладно сидит «гене­ ральская» одежда на туловище Федора Ан­ дреевича, но она отнюдь не постоянная его оболочка; она действительно лишь од­ на из «форм бытия» героя. Недаром, под­ робно описав весь процесс одевания героя, автор тут же с убийственной иронией за­ мечает, что «всю эту генеральскую оснаст­ ку Федор Андреевич заменил потом пыжи­ ковой шапкой, укороченным пальто с узким воротником из выдры и легкими ботинка­ ми на меху». Да и сам Федор Андреевич Толкунов, при всех его внешне прочных связях с «вещами», представляет собой личность, чей кругозор, поведение и вообще весь внутренний облик определяется не только этим сугубо материальным миром. Но об этом речь пойдет несколько позднее. В отличие от лаконичного, кинематогра­ фически стремительного Б. Васильева, Е. Носов любит во всем основательность, «солидность». Оп не торопится вязать тугие узлы сюжета, не спешит бросать своих героев в водоворот событий. Да, собственно, не в острых столкновениях, не в кипении страстей раскрываются характеры его героев. Вообще произведения Е. Носо­ ва удивительно спокойные, бесскандальные, что ли. Мы почти никогда не находим в них шумных сцен, где бы кто-то кого-то разоблачил и костерил при всем честном народе, где бы кто-то бросался на кого-то с кулаками для доказательства своей пра­ воты. И сами герои Е. Носова — люди на удивление смирные, сдержанные, степен­ ные. Какие бы противоречия и недоразуме­ ния ни возникали между ними, эти люди почти никогда не сталкиваются в острой схватке, почти никогда не доводят свои антипатии до взрыва. Е. Носов в этом смысле писатель весьма «хитрый». Он пре­ красно знает, что от столкновения лоб о лоб двух противоположных сторон, двух героев-антиподов взрыв происходит дале­ ко не всегда. Нередко просто пшик полу­ чается, чему свидетельство — многочис­ ленные наши «остроконфликтные» и «остро­ сюжетные» произведения, изобилующие всякого рода схватками, стычками, драка­ ми и потасовками... Вполне чинно, по-носовски неторопливо и спокойно развиваются события и в по­ вести «Не имей десять рублей...» На ры­ балке встречаются два пожилых человека, два пенсионера; и оказывается, что они не только ровесники, но и выходцы с одного предприятия, где еще в далекие тридцатые годы начиналась их самостоятельная тру­ довая жизнь. В связи с чем следуют вос­ поминания, как они работали, набирались ума-разума, мужали и росли вместе со сво­ им заводом, как разошлись затем их жиз­ ненные пути... Но тут, прежде чем начать разговор по существу, нам придется разъяснить, на каком, собственно, основании мы свели под одной «критической крышей» два столь несхожих произведения. В самом деле, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева и «Не имей десять рублей...» Е. Носова суть не только произведения, написанные в совершенно разных творческих манерах,— эти произведения резко отличаются одно от другого и по своему сюжетно-компози­ ционному исполнению. Трудно представить себе нечто более непохожее, чем эти две вещи: напряженный, «жесткий», наполнен­ ный трагическими событиями роман Б. Ва­ сильева и абсолютно «бескровная», тихая рыбацкая повесть Е. Носова. И все-таки между ними существует ко­ лоссальная общность. Ибо у Е. Носова, как и у Б. Васильева, в основу произведе­ ния положена антитеза, столкновение двух принципов жизни, двух мировосприятий и мироощущений; ибо, как и у Б. Васильева, герои Е. Носова представляют собой еще один вариант современных Хорей и Кали- нычей, а сама повесть есть еще одна по­ пытка выяснить те социально-психологиче­ ские факторы и обстоятельства, которые способствуют появлению подобного рода людей в наши днй. Но родство между произведениями Б. Васильева и Е. Носова сказывается не только в этом. «Не стреляйте в белых ле­ бедей» и «Не имей десять рублей...», на наш взгляд, имеют право быть поставленными в один ряд главным образом потому, что их авторов отличает общность взгляда, одинаковость подхода к определенным яв­ лениям современной действительности. Как Б. Васильев, так и Е. Носов взяли под прицел потребительство — один из са­ мых омерзительнейших пороков, искорене­ ние которого следует считать едва ли не важнейшей идеологической задачей наших дней. Ведь построение коммунизма, победа коммунистической морали может быть до­ стигнута лишь тогда, когда будет оконча­ тельно изжит этот чуждый нашему обще­ ству дух приобретательства, когда беско­ рыстие, доброжелательство, полная отдача себя людям станут нормой поведения в на­ шем обществе. Пока же, к сожалению, это далеко еще не норма. Мало того, люди, ис­ поведующие принцип «грести только под се­ бя», обнаруживают удивительную живу­ честь, поразительную способность к мими­ крии. Такими людьми могут быть не только примитивные хапуги типа Федора Ипатыча, но подчас и «солидные» работники, облечен­ ные доверием. Их так просто не раскусишь, не сразу распознаешь, да и, даже распо­ знав, не вдруг опровергнешь их «желез­ ную» философию, согласно которой они якобы имеют полное право присваивать се­ бе чуть побольше, потому что, по их глу­ бокому убеждению, вклад их в общее дело особый, а их «удельный вес» в обществе значительнее, чем у простых смертных. Именно по такому принципу и живет главный герой повести «Не имей десять рублей.«» Федор Андреевич Толкунов. Ес­ ли попытаться охарактеризовать этого че­ ловека в нескольких словах, получится при­ мерно так: перед нами ярко выраженный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2