Сибирские огни, 1975, №2
предметов и вещей, которая у Гоголя и Гончарова создает впечатление скорлупы, оболочки, куда намертво спрятаны самл герои. Мы ясно видим, что и бурки, и папаха, и кожанка, в которые облачился герой Е. Носова,— это лишь одна из его личин, одна из масок. Как ни ладно сидит «гене ральская» одежда на туловище Федора Ан дреевича, но она отнюдь не постоянная его оболочка; она действительно лишь од на из «форм бытия» героя. Недаром, под робно описав весь процесс одевания героя, автор тут же с убийственной иронией за мечает, что «всю эту генеральскую оснаст ку Федор Андреевич заменил потом пыжи ковой шапкой, укороченным пальто с узким воротником из выдры и легкими ботинка ми на меху». Да и сам Федор Андреевич Толкунов, при всех его внешне прочных связях с «вещами», представляет собой личность, чей кругозор, поведение и вообще весь внутренний облик определяется не только этим сугубо материальным миром. Но об этом речь пойдет несколько позднее. В отличие от лаконичного, кинематогра фически стремительного Б. Васильева, Е. Носов любит во всем основательность, «солидность». Оп не торопится вязать тугие узлы сюжета, не спешит бросать своих героев в водоворот событий. Да, собственно, не в острых столкновениях, не в кипении страстей раскрываются характеры его героев. Вообще произведения Е. Носо ва удивительно спокойные, бесскандальные, что ли. Мы почти никогда не находим в них шумных сцен, где бы кто-то кого-то разоблачил и костерил при всем честном народе, где бы кто-то бросался на кого-то с кулаками для доказательства своей пра воты. И сами герои Е. Носова — люди на удивление смирные, сдержанные, степен ные. Какие бы противоречия и недоразуме ния ни возникали между ними, эти люди почти никогда не сталкиваются в острой схватке, почти никогда не доводят свои антипатии до взрыва. Е. Носов в этом смысле писатель весьма «хитрый». Он пре красно знает, что от столкновения лоб о лоб двух противоположных сторон, двух героев-антиподов взрыв происходит дале ко не всегда. Нередко просто пшик полу чается, чему свидетельство — многочис ленные наши «остроконфликтные» и «остро сюжетные» произведения, изобилующие всякого рода схватками, стычками, драка ми и потасовками... Вполне чинно, по-носовски неторопливо и спокойно развиваются события и в по вести «Не имей десять рублей...» На ры балке встречаются два пожилых человека, два пенсионера; и оказывается, что они не только ровесники, но и выходцы с одного предприятия, где еще в далекие тридцатые годы начиналась их самостоятельная тру довая жизнь. В связи с чем следуют вос поминания, как они работали, набирались ума-разума, мужали и росли вместе со сво им заводом, как разошлись затем их жиз ненные пути... Но тут, прежде чем начать разговор по существу, нам придется разъяснить, на каком, собственно, основании мы свели под одной «критической крышей» два столь несхожих произведения. В самом деле, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева и «Не имей десять рублей...» Е. Носова суть не только произведения, написанные в совершенно разных творческих манерах,— эти произведения резко отличаются одно от другого и по своему сюжетно-компози ционному исполнению. Трудно представить себе нечто более непохожее, чем эти две вещи: напряженный, «жесткий», наполнен ный трагическими событиями роман Б. Ва сильева и абсолютно «бескровная», тихая рыбацкая повесть Е. Носова. И все-таки между ними существует ко лоссальная общность. Ибо у Е. Носова, как и у Б. Васильева, в основу произведе ния положена антитеза, столкновение двух принципов жизни, двух мировосприятий и мироощущений; ибо, как и у Б. Васильева, герои Е. Носова представляют собой еще один вариант современных Хорей и Кали- нычей, а сама повесть есть еще одна по пытка выяснить те социально-психологиче ские факторы и обстоятельства, которые способствуют появлению подобного рода людей в наши днй. Но родство между произведениями Б. Васильева и Е. Носова сказывается не только в этом. «Не стреляйте в белых ле бедей» и «Не имей десять рублей...», на наш взгляд, имеют право быть поставленными в один ряд главным образом потому, что их авторов отличает общность взгляда, одинаковость подхода к определенным яв лениям современной действительности. Как Б. Васильев, так и Е. Носов взяли под прицел потребительство — один из са мых омерзительнейших пороков, искорене ние которого следует считать едва ли не важнейшей идеологической задачей наших дней. Ведь построение коммунизма, победа коммунистической морали может быть до стигнута лишь тогда, когда будет оконча тельно изжит этот чуждый нашему обще ству дух приобретательства, когда беско рыстие, доброжелательство, полная отдача себя людям станут нормой поведения в на шем обществе. Пока же, к сожалению, это далеко еще не норма. Мало того, люди, ис поведующие принцип «грести только под се бя», обнаруживают удивительную живу честь, поразительную способность к мими крии. Такими людьми могут быть не только примитивные хапуги типа Федора Ипатыча, но подчас и «солидные» работники, облечен ные доверием. Их так просто не раскусишь, не сразу распознаешь, да и, даже распо знав, не вдруг опровергнешь их «желез ную» философию, согласно которой они якобы имеют полное право присваивать се бе чуть побольше, потому что, по их глу бокому убеждению, вклад их в общее дело особый, а их «удельный вес» в обществе значительнее, чем у простых смертных. Именно по такому принципу и живет главный герой повести «Не имей десять рублей.«» Федор Андреевич Толкунов. Ес ли попытаться охарактеризовать этого че ловека в нескольких словах, получится при мерно так: перед нами ярко выраженный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2